Поленов Василий (1844-1927)
Джума. Мальчик из Нижней Нубии
1881
Размер - 31,5 x 22
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11148
Поступило из Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. 1929
В 1881–1882 годах Василий Поленов вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым совершил свое первое путешествие по странам Ближнего Востока: Египту, Палестине и Сирии. Целью его поездки был сбор материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» (1887, Государственный Русский музей). В Египте они пробыли около двух месяцев, изучая древние памятники культуры этой страны. Примерно столько же путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Их маршрут проходил также через Киев, Румынию, Болгарию и Константинополь, а на обратном пути они на несколько дней остановились в Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и более ста живописных этюдов с изображением природы, архитектуры древнего Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, остались практически теми же, что и в I веке – при жизни Иисуса Христа.
В письмах Поленов рассказывал родным, что во время поездки за ними всюду следовали местные жители разных народностей, которые за небольшое вознаграждение, бакшиш, помогали европейским туристам в их путешествии. На острове Филе во время осмотра древнеегипетских храмов, «лейб-бакшишником» Поленова был мальчик-нубиец Джума. Главная обязанность этого «пресмышленого мальчугана» состояла в том, чтобы отгонять от художника мух, поэтому Поленов изобразил его на этюде с небольшим опахалом из пальмовых ветвей.
Восточные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства серия подготовительных работ была допущена к экспонированию наравне с законченными картинами. Тем самым Поленов закрепил за этюдом значимость самостоятельного произведения. Эту серию практически целиком приобрел с выставки Павел Третьяков.
С особым восторгом ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стали смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления. Илья Остроухов вспоминал: «Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял».