Бродский Исаак (1883 (1884) - 1939)
Италия
1911
Размер - 208 x 250
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22466
Приобретено у С.Н. Валка. 1936
Появлению этой картины предшествовали важные события в жизни Исаака Бродского. В январе 1909 года он, блестяще закончивший учебу, назначается пенсионером Академии художеств, что позволило ему отправиться в Европу. Материалы, привезенные из поездки, показали его вдумчивым художником, и Совет Академии разрешил вторично отправиться заграницу. Во время путешествия Бродский на пароходе познакомился с А.М. Горьким, который пригласил его на Капри.
Именно там писалась картина «Италия». Любовь живописца к предметному миру превратила полотно в гимн дарам природы и рукотворному мастерству итальянских умельцев. Бродский унаследовал от своего учителя, Репина, умение составлять композицию из множества предметов, поэтому с удовольствием пишет кораллы и жемчуга, стремясь передать многоцветие перламутра. Помимо даров морских глубин, на полотне представлено многоцветие плодов земли. Изобильная насыщенность первого плана заканчивается там, где в глубине полотна вздымаются горы.
«На Капри Исаак все лето писал «Италию», – вспоминала жена художника, Любовь Марковна. – В картине он написал в образах итальянцев меня, Лидочку, сестер Раю и Пашу и себя самого. <...> Алексей Максимович с Марией Федоровной часто приходили в мастерскую и подбадривали Исаака, когда у него что-то не клеилось в работе. Они очень тепло относились к нам, и наша дружба продолжалась в Петербурге...»
Из представленных на холсте персонажей никого не назовешь главным, все равны и одинаково узнаваемы. Краска на полотно ложится тонким слоем, а в колорите угадывается благородная гамма старых гобеленов. Нельзя сказать, что работа над картиной проходила безоблачно: «На Капри я много работал, писал этюды и большое полотно «Италия». Картина давалась с трудом; когда у меня не выходили те или иные куски, я в отчаянии швырял кисти и палитру в картину с такой силой, что мог порвать холст», – рассказывал художник. 1911 год был временем появления новых направлений в искусстве. Художественная молодежь с упоением готова была ниспровергать старые кумиры. Но Бродский с юности усвоил серьезное отношение к традиционному искусству. Вот почему «Италия» являет пример вновь почитаемого неоклассицизма.