«Великая Октябрьская социалистическая революция с первых же дней захватила меня. <…> Я понял, что отобразить революционную эпоху и ее великих людей – долг каждого художника», – писал И.И. Бродский. Так возникли многочисленные портретные зарисовки В.И. Ленина, а потом и огромная картина «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде». Конгресс был открыт 19 июля 1920 года в Петрограде во Дворце Урицкого (бывший Таврический). Заседания проходили с 23 июля по 17 августа в Москве. Бродский был командирован в составе группы художников для зарисовки деятелей Коминтерна и событий конгресса.
Почему власть рабочих и крестьян так стремилась увековечить себя в грандиозных и масштабных произведениях? Откуда появилась эта любовь к парадности, величию? Или конкретное действие, запечатленное на полотне, переставало быть повседневностью, пусть даже праздничной, и превращалось в саму эпоху?
В том, как Бродский решает свою огромную картину, какие выбирает размеры, видится, возможно, неосознанное утверждение имперского парадного стиля, который позднее разовьется в многочисленных произведениях советского искусства. Что касается цветового решения этого масштабного полотна, то праздничным был только сам Таврический дворец, а члены конгресса, естественно, смотрелись достаточно однородной по цвету серо-коричневой массой. Успех картины среди широких зрительских масс подчеркивал Луначарский, непроизвольно констатируя невзыскательность этих масс: «Надо прямо сказать, что картина эта вызывает настоящий взрыв восторга со стороны неискушенных зрителей».
Полотно многократно копировалось. О популярности картины можно судить по тому, что «с нее сделали 700 копий», – писал Бродский Репину. А сегодняшний зритель может увидеть в картине саму историю – равнодушную и жестокую. Да это и понятно: в специально изданном путеводителе по картине из перечисленных поименно 226 участников конгресса почти половина позднее будут расстреляны.