Бродский Исаак (1883 (1884) - 1939)
Осень
1912
Размер - 68,7 x 100
Материал - фанера
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1118
Дар А. Хаммера. 1986
Творчество Исаака Израилевича Бродского привлекало внимание публики и художественной критики еще с его первых ученических выставок в Императорской Академии художеств в 1900-е годы. В самом начале творческого пути сложилась особая живописная манера молодого мастера, выраженная в подчеркнутой декоративности удивительных пейзажей, портретов и больших эффектных панно-фантазий. В 1909-1911 годы после успешного завершения обучения в Академии Бродский отправился в длительное путешествие по Европе и Азии. Самыми яркими стали впечатления от художественной жизни Парижа с переменчивостью вкусов и мод. Не меньший отклик в душе живописца оставила Италия, с яркостью ее природы, внушительным культурно-историческим наследием.
Как признавал сам мастер, знакомство с образцами европейского искусства оказало значительное влияние на палитру художника, обогатив ее свежими тонами, новыми красочными сочетаниями, но вместе с тем не изменили главного – принципов работы над картиной. «Моими излюбленными мотивами по-прежнему оставались широко увиденные пейзажи с большими просторами и уходящей вглубь перспективой. Я стремился строить пейзаж как единое целое, как картину, интуитивно сопротивляясь тому навеянному импрессионизмом увлечению этюдом, который был возведен эпигонами этого направления в самодовлеющую ценность, вытеснявшую задачи большого композиционного творчества».
Картина «Осень», созданная вскоре после возвращения художника в Россию, демонстрирует приемы построения и панорамный подход в изображении природы, о которых пишет мастер. Незатейливый деревенский уголок воображением Бродского превращается в выразительную сцену. Художник, используя принципы театрально-декорационного искусства, словно «выстраивает» пространство холста, разрабатывая передний план, средний, уводя взгляд зрителя за линию горизонта. Обрамленный золотистыми кронами деревьев, будто из-за кулис, возникает образ простой русской глубинки с неспешной жизнью ее обитателей. С особым любованием Бродский запечатлевает одно из красивейших времен русской природы - золотую осень. Кисть художника с фактурной осязательностью «расшивает» нитями мазков красочное осеннее полотно. Ажурная паутина березовых ветвей, осыпанных горящим янтарем листвы, проступает на фоне высокого голубого неба с плывущими белесыми облачками. Цветовая гармония полотна слагается в дивную музыку, исполненную лирических нот умиротворения.