В картине «Ленин в Смольном» художник придал исторической личности лирический облик, поэтизируя образ вождя. Полотно написано в рамках созданного именно Бродским живописного стиля «советский салон». Это объясняется тем, что его картины, обращенные к широким зрительским массам, требовали полной ясности и доходчивости художественного языка. Именно этим определялось стремление досказать всё до последней детали, сделать максимально убедительной форму произведения.
Мало кто задумывается над тем странным фактом, что «штаб Октября» был расположен в Институте благородных девиц. Основанный еще при Екатерине II, Смольный институт имел достойную историю и славные традиции. Именно в этом закрытом учебном заведении для девочек появились совсем другие люди и началась совсем другая история. Кажется удивительным, что, имея силу и оружие, новая власть отняла помещения у самых беззащитных – детей. Что касается живописной манеры Бродского, то он действительно сумел соединить присущий ему документализм с прекрасной живописной школой, полученной любимым учеником Репина.
Написанная по живым впечатлениям 90 лет назад, картина сегодня уже перестала быть всеобщим фетишем. Для современного зрителя Ленин – одна из многочисленных исторических личностей. А тем, кто в ней видит не только документ, но и художественное произведение, будет интересно рассматривать ее композиционную уравновешенность, разумное чередование светлых (полотняные чехлы) и темных (диван, пол и одежда Ленина) пятен. Он подметит появление разновременной мебели (инородным смотрится венский стул) и бедность интерьера (выщербленные половицы пола).
Сам Бродский считал эту картину удачной и любил ее больше других работ. «Мысль написать эту картину зародилась случайно, когда я посетил комнату Ленина в Смольном. Из этого небольшого музея я ушел с твердым решением написать картину. Я написал ее очень быстро, в две-три недели. Нахожу, что Ленин мне удался. Это подтверждала и Надежда Константиновна Крупская».