В.И. Ленин в Смольном
Патрон шедевра
Бродский Исаак (1883 (1884) - 1939)
В.И. Ленин в Смольном
1930
Размер - 190 x 287
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25467
Поступило в дар от автора в 1937 г.
Картину «Ленин в Смольном» необходимо рассматривать как стремление художника придать исторической личности лирический облик, желание поэтизировать образа вождя. Полотно написано в рамках созданного именно Бродским живописного стиля «советского салона». Это объясняется тем, что его картины, обращенные к широким зрительским массам, требовали полной ясности и доходчивости художественного языка. Именно этим определялось стремление досказать, сделать максимально убедительной форму произведения.
Мало кто задумывается над тем странным фактом, что «штаб Октября» был расположен в Институте благородных девиц. Основанный еще при Екатерине II, Смольный институт имел достойную историю и славные традиции. Именно в этом закрытом учебном заведении для девочек появились совсем другие люди и началась совсем другая история. Кажется странным, что, имея силу и оружие, новая власть отняла помещения у самых беззащитных. Что касается живописной манеры Бродского, то он действительно сумел соединить присущий ему документализм с прекрасной живописной школой, свойственной именно ему, любимому ученику Репина.
Написанная «по живым впечатлениям» 90 лет тому назад, картина сегодня уже перестала быть всеобщим фетишем. Для современного зрителя Ленин – одна из многочисленных исторических личностей. А для тех, кто в ней видит не только документ, но и художественное произведение, будет интересно рассматривать ее композиционную уравновешенность, разумное чередование светлых (полотняные чехлы) и темных (диван, пол и одежда Ленина) пятен. Он подметит появление разновременной мебели (инородным смотрится венский стул) и бедность интерьера (выщербленные половицы пола).
Сам Бродский считал эту картину удачной и любил ее больше других работ. «Мысль написать эту картину зародилась случайно, когда я посетил комнату Ленина в Смольном. Из этого небольшого музея я ушел с твердым решением написать картину. Я написал ее очень быстро, в две-три недели. Нахожу, что Ленин мне удался. Это подтверждала и Надежда Константиновна Крупская».