Имя Исаака Левитана неразрывно связано с развитием русского пейзажа и становлением нового его направления – «пейзажа-настроения». Ученик Алексея Саврасова, Левитан с первых лет обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества своим незаурядном талантом обращает на себя внимание московского коллекционера Павла Третьякова. Купив у 19-летнего художника картину
«Осенний день. Сокольники» (1879), Третьяков вселил уверенность в творческие силы молодого мастера. С тех пор собиратель неусыпно следит за успехами Левитана и практически ежегодно пополняет свое собрание его полотнами. Лучшие, за редким исключением, произведения, из тех, что были созданы живописцем, хранятся в Третьяковской галерее.
Небольшое полотно «Аллея. Останкино» относится к ученическому периоду жизни Левитана. Саврасов призывал с наступлением теплой погоды выходить из душных мастерских и отправляться работать на пленэре. Излюбленными местами Левитана и его друга той поры Константина Коровина были подмосковные места: Останкино, Кузьминки, Сокольники.
Художник выбирает композицию с четко выверенной перспективой уходящей вглубь аллеи, обрамленной высокой ярко-изумрудной стеной кустарника. В центре он изображает вазу – типичную парковую скульптуру. Лишь прихотливый абрис дерева нарушает строгую симметрию пейзажа. Уже в раннем произведении Левитана проявляется его особое колористическое дарование, а мастерство, с которым Левитан пишет солнечный свет, сообщает зрителю радостное настроение и ощущение теплого летнего дня.