Тема музыки занимает особое место в творчестве Владимира Маковского. Живописец был лично знаком с известными музыкальными деятелями своего времени: Михаилом Глинкой, Петром Чайковским, Сергеем Танеевым. «Я не знаю, какое искусство люблю больше – живопись или музыку», – говорил художник. Скрипка присутствует на картинах Владимира Маковского «Бродячий скрипач» (1886), «Приятели» (1895), «Музыкальный вечер» (1906), «Создатель скрипки» (1914), «Редкий экземпляр» (1914), «В гостях у скрипичного мастера» (1916), «Скрипач» (1916, 1919) и др.
На картине «Музыкальный вечер» изображена сценка в квартире-мастерской Владимира Маковского в Академии художеств, где по воскресеньям устраивались музыкальные и танцевальные вечера. Уже в солидном возрасте Владимир Маковский стал брать уроки у известного скрипача князя Георгия Дулова. Художник даже приобрел уникальную старинную скрипку, изготовленную итальянским мастером Джузеппе Гварнери, и очень ею гордился. Живописец часто носил музыкальный инструмент с собой, поскольку боялся, чтобы его не украли.
Занятия музыкой доставляли Владимиру Маковскому большое удовольствие – он часто разучивал «довольно трудные партии, главным образом классиков», произведения Глинки, Бетховена, Гайдна, Моцарта. Его любовь к музыке разделяли друзья, художники-передвижники, – Григорий Мясоедов, Павел Брюллов и Леонид Позен. Вместе они составляли замечательные квартеты, трио и квинтеты. Владимир Маковский говорил: «Поймите меня: мне так надоели руки, ноги, головы, человеческое тело, что надо же мне на чем-нибудь отдохнуть? Вот я и пристрастился к скрипке». Возможно, в центре картины «Музыкальный вечер» художник изобразил самого себя.
Детали произведения позволяют реконструировать интерьер профессорской мастерской художника: деревянные кресла, стулья, пюпитры для нот, шпалерную развеску картин на стенах.
С добродушным юмором и меткой наблюдательностью изобразил Владимир Маковский самозабвенную игру на музыкальных инструментах.