Владимир Маковский работал над «Вечеринкой» 22 года, хотя не относился к числу тех художников, которые годами или десятилетиями пишут одну картину. Политические судебные процессы «193-х» в Петербурге и «50» в Москве, произведшие сильное впечатление на художника, нашли непосредственное отражение в этом произведении.
На картине изображена сходка людей, собравшихся для обсуждения острых вопросов. Невзрачная комната, затемненная газетным листом керосиновая лампа; пол, усыпанный окурками; резкий контраст освещенного и затененного пространств создают ощущение тревожной напряженности. Композиция построена таким образом, что внимание всех героев картины направлено к центральной фигуре – молодой девушке-курсистке, в длинном коричневом платье. Все присутствующие на картине люди – представители «трех поколений русской интеллигенции» – реагируют на выступление девушки по-разному. Бородатый мужчина в украинской рубахе активно аплодирует, молодой юноша в черной рубашке выражает удивление и недовольство, а темноволосый мужчина, немного наклонившись вперед, завороженно смотрит на девушку. Эту группу гармонично дополняет фигура сидящего за столом военного курсанта-медика в темно-зеленом мундире с золотыми погонами. Его руки, опирающиеся на стол, показывают внутреннее смятение и беспокойство. Представители старшего поколения, по сравнению с молодежью, выглядят более спокойными и задумчивыми.
Многие лица на картине Владимира Маковского портретны. Современники видели в девушке-курсистке знаменитую революционерку, члена тайной организации «Народная воля» Софью Перовскую. В почтенном старике, в красной рубахе – народнического писателя Иеронима Ясинского, а в задумавшемся мужчине средних лет, сидящем за отдельным столом, – революционера и инженера Николая Кибальчича.
«Вечеринка», представленная на 25-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1897 году, привлекла всеобщее внимание публики. Критика отмечала, что художник иронизирует над героями произведения. Журнал «Русский вестник» определял действующих лиц картины как «уголок российского затмения», «кучку нигилистов», акцентируя внимания на том, что девушка «имеет вид особы, пламенно декларирующей какое-нибудь трескучее и запретное социалистическое стихотворение». А современник художника Иероним Ясинский так описывал это произведение: «За чайным столом и вокруг него сидят и стоят представители разных поколений и обсуждают «жгучий вопрос». Молодая девушка <…> говорит речь. Ее жадно слушают, горят глаза. Кто рукоплещет, кто понурил голову в раздумье».