Ге Николай (1831-1894)
Мальчики у берега моря
1868
Размер - 31,5 x 42,2
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-592
Дар В.В. Турчиновича. 1970
Изображены сыновья Н.Н. Ге – Николай Николаевич (1857–1938) и Петр Николаевич (1859–1939) на пляже в заливе Специя.
В Италии Николай Николаевич Ге впервые обращается к жанру пейзажа и создает произведения, захватывающие своей эмоциональной взволнованностью, внутренней озаренностью, раскованностью живописной манеры. Первоначально Ге, пенсионер Императорской Академии художеств, поселился в Риме, но затем в 1860 году переехал во Флоренцию, где прожил десять лет. Весенние и летние месяцы художник проводил в живописных местах, исследуя с этюдником морское побережье, совершая вылазки в горы. Вико, Фраскати, Сан-Теренцо, Леричи, Ливорно, Каррара, Порто Венере, Сорренто – такова «география» пейзажного творчества Ге итальянского периода.
Среди перечисленных мест следует выделить побережье залива Ла Специя – так называемого «Залива поэтов», где в 1822 году жили Байрон и Шелли. В 1853 король Италии Витторио Эмануэле II с супругой Марией Аделаидой и детьми отдыхал здесь в отеле «Мальтийский крест», что прославило местный курорт на всю Европу. А летом 1867 года в деревушке Сан-Теренцо обосновалась целая колония русских художников и литераторов, среди которых были Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов. Выбор именно этого места не был случайным. Оно не только славилось своими песчаными пляжами, но и имело культурный шлейф, став частью истории европейского литературного романтизма.
Можно также предположить, что русские художники узнали о «Заливе поэтов» от художника Телемако Синьорини, члена группы Маккьяйолли, который там жил в этот период. Маккьяйолли (macchiaioli от macchia – пятно) – группа итальянских живописцев, оформившаяся во Флоренции в 1860 году и названная так за свободную живописную манеру ее мастеров. В пейзажах Н.Н. Ге итальянского периода различимо влияние художников группы Маккьяйолли. Оно ощущается и в колорите, и в открытой живописной фактуре, и в частом выборе вытянутых горизонтальных форматов холстов, в перекличке мотивов.
Созданные в Италии пейзажи Ге и поныне выглядят очень современно, патина времени на них как будто не видна, и увлекают живой пульсацией чувств, восхищением перед красотой мира. Когда молодые художники спросили Ге о значении пейзажного жанра в искусстве, он ответил: «… пейзаж – святая, великая вещь… Это не менее глубокая отрасль искусства… Пейзаж – не то, что вы думаете, в нем Бог, самый грандиозный и беспредельный».
Анна Петровна Ге, жена художника, в письме друзьям в августе 1868 года так описывала пляж залива Специя: «… это такой уединенный уголок, что даже дороги колесной нет, сюда можно прийти через горы или в лодке приехать, деревня стоит у подошвы горы и у самого моря, так что, гуляя по берегу его, часто во время прилива, приходится пробираться по камням, залитым водой; здесь все ходят босые и потому вода по колени им нипочем, мальчики мои так блаженствуют, ходят тоже босые, как маринары, и целые дни у моря или в море».