Поленов Василий (1844-1927)
Осенние поля и перелески
1890-е
Размер - 9,3 x 17,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1260
Дар С.Н. Горшина. 1991
Этюд был написан в усадьбе Борок в Тульской губернии на живописном берегу Оки, где Поленов поселился в начале 1890-х годов. Творчество художника до конца его жизни было тесно связано с этими местами. Здесь он много работал над пейзажами, картинами евангельской серии, а в 1920-е годы создал свое последнее значительное произведение – световой театр-диораму «Путешествие вокруг света».
Отдельная тема позднего творчества Поленова – окская природа, разные состояния которой во все времена года он запечатлел на этюдах и картинах. Поленов отдавал особое предпочтение осенним пейзажам. Его, как тонкого колориста, восхищало разнообразие красок природы этого времени года.
Важной частью творческого процесса мастера была работа над этюдами. Именно в них отразились смелые поиски в области колорита и пленэрной техники. Об этом вспоминала дочь художника Наталья Поленова: «С натуры писал маленькие этюды, так как считал, что только в маленьком этюде можно поймать момент освещения, времени дня. Над картиной работал так: писал целый ряд небольших этюдов, а потом их увеличивал дома и обыкновенно большую картину писал в Москве, в мастерской, далеко от натуры». При этом даже небольшие подготовительные работы Поленова отличаются композиционной завершенностью и тонкой колористической разработкой. Таков этюд «Осенние поля и перелески», для которого характерна уравновешенность композиции и четкое разделение на планы.
На большинстве пейзажей Поленова 1890–1910-х годов запечатлен живописный изгиб Оки, и в этом отношении этюд из собрания Третьяковской галереи – одно из исключений. В его центральной части изображена коричневая вспаханная земля. Художник с большим уважением относился к работе крестьян, сам многое делал для благоустройства своей усадьбы и считал, что «главные медикаменты — это чистый воздух, холодная вода, лопата, пила и топор». К схожей теме сельского труда и его результатов художник обращался в картинах «Усадьба в Имоченцах» (1873, Музей-заповедник В.Д. Поленова), написанной в имении его родителей на Русском Севере, и «Рим. Огороды» (1895, Тульский музей изобразительных искусств), которая была создана в Италии.