Картина «Пруд в Абрамцеве» была создана Василием Поленовым по этюду «Верхний пруд в Абрамцеве» (1882, Музей-заповедник «Абрамцево»), написанному в подмосковном имении Саввы Мамонтова. По словам Всеволода, сына хозяина усадьбы, – «Василий Дмитриевич Поленов был одним из самых близких старинных друзей моего отца… Объединяла их одинаково бескорыстная любовь к искусству во всех видах его проявления». В деятельности организованного Мамонтовым сообщества художников, названного позже Абрамцевским кружком, Поленов играл ведущую роль. Он принимал самое активное участие в постановке домашних спектаклей сообщества и в деятельности антрепризы Мамонтова, Русской частной опере, сыгравшей важную обновляющую роль в развитии музыкального и драматического театров в России. Вместе с Виктором Васнецовым Поленов был автором проекта церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, положившей начало неорусскому стилю в архитектуре русского модерна. Собственно, ни одно художественное начинание кружка не обходилось без участия в нем Поленова.
Частый гость Мамонтовых в Москве, художник любил приезжать в Абрамцево на пленэры. Здесь он нашел близкую ему своей скромной красотой природу. Абрамцевская усадьба и ее окрестности вошли в десятки этюдов и пейзажей, написанных Поленовым. В них та же умиротворенность, та же память о старом патриархальном быте, которую пробуждала в мастере бывшая аксаковская, а ныне мамонтовская усадьба, то же настроение, что и в его картинах
«Московский дворик» (1878),
«Бабушкин сад» (1879). Но в абрамцевских пейзажах появились и новые интимно-лирические связи художника и природы, раскрывающиеся уже без «посредничества» персонажей картины. Тихая и естественная жизнь людей, их скромное бытие, близкое природе средней полосы России, вызывало своим настроением умиротворенно-радостное чувство причастности к красоте окружающих пейзажей. И Поленов поэтически проникновенно выразил это настроение. От картины веет ощущением покоя и гармонии. Одновременно она вызывает элегически-философские размышления над самим смыслом существования.
В марте 1883 года картина была представлена Поленовым на XI выставке Товарищества передвижников, получив массу положительных отзывов художественных критиков и зрителей.