Лапин Николай (1891-1950)
Вид Судакской крепости
1924-1927
Размер - 8,6 x 14,8
Материал - калька
Техника - тушь, перо
Инвентарный номер - РС-16519
Дар Ю.И. Чувашева. 2013
Судьба гравера Николая Лапина – олицетворение успеха «футуристической революции». Изучая этапы его карьеры, можно понять, как происходила первая советская реформа специального образования.
Во время Гражданской войны будущий художник был старшим телеграфистом штаба войск Восточного фронта, затем учился в оренбургском Свомасе (ГСХМ, 1919–1920), сотрудничал с супрематистами. Переехав в Москву, он в 1920–1927 годах прошел весь курс Вхутемаса.
В качестве своего диплома Лапин разработал («построил») книгу «Судак», посвященную древнему крымскому городу и архитектуре средневековой генуэзской крепости (текст, макет, гравюры). Книга получила престижные награды на международных выставках в Лейпциге, Кёльне, Нюрнберге (1927–1928).
На волне успеха недавний подмастерье выдвинулся в руководители столичного художественного образования, начал преподавать во Вхутеине, сначала в должности ученого секретаря, а затем декана графического факультета (1927–1930).
Активно участвуя в организации Московского полиграфического института, Лапин стал его первым директором (1930), затем заместителем директора по учебной работе, деканом художественно-графического факультета (1932–1934). Он был назначен первым директором Московского института изобразительных искусств (МИИИ, 1934–1938). Среди главных организационных достижений Лапина – академическая дача в крымских Козах, куда многочисленные студенческие группы выезжали на пленэр.
Педагогика отняла у художника все время и силы. Книга «Судак» так и осталась его главным творческим проектом.
В собрании Государственной Третьяковской галереи представлен подготовительный материал для книги «Судак»: эскизы иллюстраций, заставок и концовок, кальки и рисунки-варианты. Помимо самодостаточного значения они позволяют понять, как выглядела образцовая выпускная работа студента-полиграфиста Вхутемаса (книга сопровождается вступительной статьей ректора Петра Новицкого).
Эскиз-вариант гравюры-заставки к «Вступлению» разрабатывает центральный пейзаж книги – общий вид крепости. Здесь композиция обретает завершенный вид, она уже проработана тоном, все детали уточнены.