Лапин Николай (1891-1950)
Судакская крепость. Башни верхнего яруса обороны
1924-1927
Размер - 15 x 23
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-16523
Дар Ю.И. Чувашева. 2013
Судьба гравера Николая Лапина – олицетворение успеха «футуристической революции». Изучая этапы этой карьеры, можно понять, как происходила первая советская реформа специального образования.
Во время Гражданской войны будущий художник был старшим телеграфистом штаба войск Восточного фронта, затем учился в оренбургском Свомасе (ГСХМ, 1919–1920), сотрудничал с супрематистами. Переехав в Москву, он в 1920–1927 годах прошел весь курс Вхутемаса.
В качестве своего диплома Лапин разработал («построил») книгу «Судак», посвященную древнему крымскому городу и архитектуре средневековой генуэзской крепости (текст, макет, гравюры). Книга получила престижные награды на международных выставках в Лейпциге, Кёльне, Нюрнберге (1927–1928) и осталась в истории советской полиграфии.
На волне успеха недавний подмастерье выдвинулся в руководители столичного художественного образования, начал преподавать во Вхутеине, последовательно занимая должности ученого секретаря, а затем декана графического факультета (1927–1930).
Активно участвуя в организации Московского полиграфического института, Лапин стал его первым директором (1930), затем заместителем директора по учебной работе, деканом художественно-графического факультета (1932–1934). Кроме этого, он был назначен первым директором Московского института изобразительных искусств (МИИИ, 1934–1938). Среди главных организационных достижений Лапина – академическая дача в крымских Козах, куда многочисленные студенческие группы выезжали на пленэр.
Педагогика отнимала у художника все время и силы. Книга «Судак» так и осталась его главным полиграфическим проектом, хотя творчества он не оставлял никогда.
Карандашный рисунок изображает часть верхней линии обороны Судакской крепости – две башни, соединенные стеной, проходящей по гребню горы.
Как всегда у Лапина, тема находит последовательное развитие в других составляющих серии и используется затем в гравюре (отсюда – разметка листа).
Студент Вхутемаса скрупулезно фиксирует детали крепостных сооружений, но это не столько натурная штудия, сколько композиционный лист, намечающий связки архитектуры с пейзажем.
Заметно, что рисунок исполнен знатоком средневековой архитектуры, входящим во все детали функций защитных сооружений генуэзсцев. Все эскизы, итоговые гравюры и текст художника (снабженный подзаголовком «записки на досуге») – это серьезное историческое и культурологическое исследование, сохраняющее свое значение до наших дней.