Виртуозная гравюра на дереве из собрания Третьяковской галереи с таинственными башнями на высокой горе, пирамидальными тополями вдоль дороги к морю и самим морем вдали, исполнена студентом полиграфического факультета Вхутемаса Николаем Лапиным.
Средневековую крепость, построенную генуэзсцами в древнем крымском городе Судак (Сугдея), Лапин воспел в своих лучших рисунках и ксилографиях. В процессе работы над циклом, посвященным Судаку, молодой художник превратился в настоящего знатока истории и архитектуры Крыма, получил признание как полиграфист.
Лист сочетает в себе выверенную строгость пространственных планов и декоративность. Объединяя в одной композиции ночной мрак и солнечный свет, Лапин подчеркивает пространственно-временной аспект композиции. Этому же эффекту способствует и подцветка оттиска тушью. На промежуточный характер работы указывает подготовительная разметка.
Перед нами, скорее всего, вариант ксилографии, представленной на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году.
Это был первый большой успех Лапина. Свои крымские исследования он подытожил в книге «Судак», изданной в типографии Вхутемаса в 1928 году.
Успех крымского цикла позволил художнику стать крупным организатором художественного образования: деканом графического факультета Вхутемаса-Вхутеина (1927–1930), первым директором Московского полиграфического института (1930).