Лапин Николай (1891-1950)
Судакская крепость. Внутренний дворик
1924-1927
Размер - 22,8 x 14,8
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-16524
Дар Ю.И. Чувашева. 2013
Судьба гравера Николая Лапина – олицетворение успеха «футуристической революции». Изучая этапы этой карьеры, можно понять, как происходила первая советская реформа специального образования.
Во время Гражданской войны будущий художник был старшим телеграфистом штаба войск Восточного фронта, затем учился в оренбургском Свомасе (ГСХМ, 1919–1920), сотрудничал с супрематистами. Переехав в Москву, он в 1920–1927 годах прошел весь курс Вхутемаса.
В качестве своего диплома Лапин разработал («построил») книгу «Судак», посвященную древнему крымскому городу и архитектуре средневековой генуэзской крепости (текст, макет, гравюры). Книга получила престижные награды на международных выставках в Лейпциге, Кёльне, Нюрнберге (1927–1928) и осталась в истории советской полиграфии.
На волне успеха недавний подмастерье выдвинулся в руководители столичного художественного образования, начал преподавать во Вхутеине, последовательно занимая должности ученого секретаря, а затем декана графического факультета (1927–1930).
Активно участвуя в организации Московского полиграфического института, Лапин стал его первым директором (1930), затем заместителем директора по учебной работе, деканом художественно-графического факультета (1932–1934). Кроме этого, он был назначен первым директором Московского института изобразительных искусств (МИИИ, 1934–1938). Среди главных организационных достижений Лапина – академическая дача в крымских Козах, куда многочисленные студенческие группы выезжали на пленэр.
Педагогика отнимала у художника все время и силы. Книга «Судак» так и осталась его главным полиграфическим проектом, хотя творчества он не оставлял никогда.
Внутреннее пространство Консульского замка – жилище начальников Судакской крепости (консулов), которых назначали на этот пост далеко от Крыма – в Генуе. Каждый из них оставался на службе всего один год, но зато обязан был безвыездно находиться в крепости.
Для Лапина вид потайных, скрытых от обычного наблюдателя частей укреплений овеян романтикой истории. Большую часть рисунка занимает изображение глухой кладки средневековых стен, освещенных южным солнцем. Чередование широких участков света и узких теней задают своеобразный ритм композиции.