Судьба гравера Николая Лапина – олицетворение успеха «футуристической революции». Изучая этапы этой карьеры, можно понять, как происходила первая советская реформа специального образования.
Во время Гражданской войны будущий художник был старшим телеграфистом штаба войск Восточного фронта, затем учился в оренбургском Свомасе (ГСХМ, 1919–1920), сотрудничал с супрематистами. Переехав в Москву, он в 1920–1927 годах прошел весь курс Вхутемаса.
В качестве своего диплома Лапин разработал («построил») книгу «Судак», посвященную древнему крымскому городу и архитектуре средневековой генуэзской крепости (текст, макет, гравюры). Книга получила престижные награды на международных выставках в Лейпциге, Кёльне, Нюрнберге (1927–1928) и осталась в истории советской полиграфии.
На волне успеха недавний подмастерье выдвинулся в руководители столичного художественного образования, начал преподавать во Вхутеине, последовательно занимая должности ученого секретаря, а затем декана графического факультета (1927–1930).
Активно участвуя в организации Московского полиграфического института, Лапин стал его первым директором (1930), затем заместителем директора по учебной работе, деканом художественно-графического факультета (1932–1934). Кроме этого, он был назначен первым директором Московского института изобразительных искусств (МИИИ, 1934–1938). Среди главных организационных достижений Лапина – академическая дача в крымских Козах, куда многочисленные студенческие группы выезжали на пленэр.
Педагогика отнимала у художника все время и силы. Книга «Судак» так и осталась его главным полиграфическим проектом, хотя творчества он не оставлял никогда.
Данный рисунок с разметкой, несомненно, предназначался для гравюры. Он изображает подъем в гору и панораму оборонительных сооружений нижнего яруса генуэзской крепости, которым средневековые строители давали названия в честь современных им начальников-консулов.
Лапин стремится учесть все тонкости мастерства гравера. Молодому художнику важно соотношение листа и изображения. Фиксируя ритмические интервалы между сторожевыми башнями, трактуя их как отношения вертикалей и горизонталей, черных и белых масс, он превращает свой рисунок в почти абстрактную организацию.
Книга «Судак» осталась в истории советской полиграфии, но долгие годы папка с подготовительными работами к ней сохранялась в Московском полиграфическом институте. В Государственную Третьяковскую галерею часть коллекции (гравюру и 11 рисунков) передал Юрий Чувашев, известный график, исследователь жизни и творчества Лапина. Другая часть оказалась в Музее МАРХИ.
По данным Чувашева, папка Лапина уцелела благодаря крупнейшему коллекционеру русской графики Алексею Сидорову.