Купреянов Николай (1894-1933)
Возвращение стада
1924
Размер - 36,8 x 45,5
Материал - бумага
Техника - кисть, тушь
Инвентарный номер - РС-16179
Приобретено у Н.Я. Купреянова, внука художника. 2008
Несмотря на то, что творческая деятельность выдающегося художника-графика Николая Купреянова продолжалась немногим более 15 лет, он смог достичь небывалых высот в искусстве рисунка, пройдя ряд ярких этапов развития. От освоения наследия художественного объединения «Мир искусства» он двигался к лапидарной и жесткой гравюрной форме в знаменитых ксилографиях «Броневики» и «Битюг» 1918 года. К середине 1920-х годов Купреянов пережил увлечение кубистическими экспериментами и совершенствовал свой уникальный графический стиль свободного рисунка. Очередной вехой в становлении художника стали в поездки в Крым в 1924–1925 годах. В этот период его манера обретает яркую индивидуальность. В работе «Возвращение стада», как и в крымских пейзажах («Ай-Тодор»), автор взял высокую точку зрения и использовал разнообразные формы мазка тушью и кистью. Схематичные коровы и ряды грядок ритмично расположены на листе, орнамент линий и пятен рождает динамичную композицию.
Рисунок сделан в местечке Селище под Костромой, на малой родине художника. Здесь у его матери сохранилось родовое имение, где он провел ранние годы. После учебы в Санкт-Петербурге Купреянов жил и работал в Костроме в качестве преподавателя и художника-оформителя в 1919–1922 годах до переезда в Москву. Сюда же в дальнейшем он неизменно приезжал каждый год, отдыхал от столичной суеты и увлеченно работал над деревенскими графическими циклами. Мотив бредущего с пастбищ стада стал одним из основных в зрелом творчестве художника. Работа «Возвращение стада» явилась самым ранним обращением автора к этому сюжету. Она предвосхитила великолепную графическую серию «Стада» (Инв.9033, Инв.15440, Инв.15442, Инв.15443), созданную Купреяновым в 1926–1928 годах в Селище. В этот период он работает в новой для себя технике – акварели, и находит для этого сюжета более плавное, лиричное решение, достигнув исключительных высот живописного рисунка. Таким образом, сравнение этого произведения с листами чуть более поздней серии «Стада» помогает оценить стремительность развития творческого метода Николая Купреянова.