Купреянов Николай (1894-1933)
Игрушки
1925
Размер - 49,2 x 38,2
Материал - бумага серая
Техника - перо, тушь
Инвентарный номер - Инв.15414
Поступило от Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства ("Всекохудожник"). 1934
Художник-график Николай Купреянов работал в различных техниках – он начинал свой творческий путь с гравюры на дереве, затем преподавал мастерство литографии во ВХУТЕМАСе, выработал свою особую манеру письма черной тушью и акварелью, и освоил виртуозный моментальный рисунок пером с натуры. Его художественное наследие разнообразно по жанрам и стилистике. Особое место занимает в нем тема тихого семейного быта. В работе «Игрушки», сделанной в Москве в период преподавательской деятельности художника во ВХУТЕМАСе, эта тема звучит наиболее трогательно. Автор создает в рисунке два композиционных центра и проводит своеобразную параллель между ними: импровизированное собрание игрушек вокруг кукольного стола рифмуется с парой матери и ребенка, склонившихся над книгой на дальнем плане. Повседневный сюжет наполнен чувством тепла и безопасности внутри семьи. Здесь изображены дочь художника Вера и его первая жена, художница Наталья Изнар. Вместе и по отдельности, они часто появляются во многих рисунках Купреянова 1920-х годов. В дальнейшем мотив дома и теплой атмосферы в кругу близких родственников Купреянов раскрывает в своей выдающейся интерьерной серии черных акварелей «Вечера в Селище», созданной в родовом имении автора под Костромой в 1926–1929 годах.
Дрожащие контуры, нанесенные легкими касаниями пера, и общее ощущение незавершенности произведения создают подвижный, живой образ. Работа «Игрушки» выполнена в большом формате станкового произведения, несмотря на то, что манера рисунка ассоциируется скорее с быстрой зарисовкой с натуры в блокноте художника. Стилистика наброска именно в 1920-е годы приобретает актуальность и полноценно используется в художественной практике рисовальщиков. С помощью свободного спонтанного рисования с натуры художники 1920–1930-х годов хотели уловить непосредственное движение окружающего мира, отразить стремительный темп нового времени. Подъем искусства рисунка на высочайший уровень произошел благодаря плеяде блистательных мастеров графики начала ХХ века, среди которых, помимо Николая Купреянова, были Петр Митурич, Георгий Верейский, Лев Бруни.