Купреянов Николай (1894-1933)
Стадо коров
1927
Размер - 30,8 x 46,8
Материал - бумага
Техника - тушь
Инвентарный номер - Инв.15443
Поступило от Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства ("Всекохудожник"). 1934
Николай Купреянов – один из выдающихся отечественных художников-графиков. За время своей работы в 1920–1930-е годы вместе другими мастерами он поднял искусство рисунка на высочайший уровень, утвердив его самостоятельность и безусловную художественную ценность.
Произведения, связанные с Селищем, занимают особое место в его обширном творческом наследии. В них выразилась его любовь к родному краю и семье. И они в полной мере отражают творческие поиски художника на протяжении десятка лет. В местечке Селище под Костромой, на берегу Волги, у его матери сохранилось родовое имение, которое советская власть после революции оставила семье в память об их родственнике – видном писателе-народнике Н.К. Михайловском. Там Купреянов провел ранние годы, а после учебы в Санкт-Петербурге он вернулся работать в Кострому в качестве преподавателя и художника-оформителя в 1919–1922 годах, до своего переезда в Москву. В дальнейшем он приезжал в Селище каждый год, отдыхал от столичной суеты и увлеченно работал над деревенскими графическими циклами.
К ним относится серия «Стада» (1926–1929), в которой автор обращается к одному из своих любимейших изобразительных мотивов – возвращающихся с пастбища коров. За несколько лет работы над этой серией он пришел к наиболее живописному решению этого сюжета, наполнив его тонким лиризмом. Ход коров плавно течет, как река в своих берегах, и на бумаге рождается пластический образ беспрерывного движения.
Купреянов обладал талантом художника-анималиста. В его произведениях изображения животных точны и выразительны. Стада на пастбище, у водопоя, мерно идущие по дороге воспринимаются как неотъемлемая часть костромского пейзажа. Эти сюжеты в исполнении Купреянова воплощают собой гармонию природы. Более ранние листы серии выполнены черной акварелью, а затем автор вводит сдержанные земляные тона. Он ритмично распределяет пятна краски на листе, нанося их легкими касаниями кисти.
«Стада» – вершина творчества мастера, успевшего сделать очень много в своей слишком рано оборвавшейся жизни. В серии Купреянов достигает исключительного уровня живописного рисунка.