Купреянов Николай (1894-1933)
Зеркало
1926
Размер - 36 x 27
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.15412
Поступило от Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства ("Всекохудожник"). 1934
На рисунке Николая Купреянова изображена его маленькая дочь Верочка, однако рисунок не является портретом. Девочка стоит в глубине комнаты спиной к зрителю, ее лицо отражается в зеркале, черты едва различимы, а детская фигурка практически сливается с окружением. Главным предметом интереса автора в этом сюжете является передача пространства в интерьере и общая атмосфера дома.
Зеркальное отражение усложняет пространство листа, уводит взгляд зрителя в глубину. Живописная тональная штриховка карандашом лепит полутьму комнаты. Импрессионистичная манера создается быстрым размашистым штрихом, работа рождается буквально на лету. Свободно построенная композиция без четкого центра подчеркивает эффект мимолетного взгляда художника, охватившего комнату. Автор оставляет намек и на свое присутствие, будто случайно попадая в отражение зеркала.
Этот рисунок является парой к графической работе «Зеркало», хранящейся в Галерее, сделанной Купреяновым с этого же ракурса и в той же манере. Тихие интерьерные сюжеты стали особенно востребованы у ряда художников в 1920-е годы как реакция на резко меняющиеся социальные условия в новом советском государстве и как стремление найти свой островок безопасности в них. Помимо Купреянова, в этом жанре выдвинулись такие графики как Георгий Верейский, Лев Бруни, оставившие проникновенные картины камерного домашнего быта. Сам Купреянов в это же время начал создавать свою знаменитую оду семейному очагу в местечке Селище под Костромой, где у его матери сохранилось небольшое родовое имение на берегу Волги. Атмосфера дома и близкого родственного круга раскрывается Купреяновым в выдающейся графической серии «Вечера в Селище», созданной в 1926–1929 годах.