Шевченко Александр (1883-1948)
Прохожая
1932
Размер - 107 x 86
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22553
Приобретено у автора с выставки «Художники РСФСР за 15 лет» (Ленинград). 1933
Картина «Прохожая» Александра Васильевича Шевченко относится к 1930-м годам – времени, когда зрелый пятидесятилетний автор достиг вершины мастерства и обрел черты индивидуального «шевченковского стиля». В своей художественной эволюции он повторил судьбы многих современников, которые сначала увлекались авангардными поисками, а позже пришли к более спокойному, опирающемуся на традиции искусству.
В 1910-е годы Шевченко новаторски работал в области примитивизма и кубофутуризма, входил в радикальную группу Михаила Ларионова. В то же время он испытал сильное влияние французских мастеров – Эжена Каррьера, затем Поля Сезанна, о котором в 1922 году написал статью, и, наконец, кубистов. В 1920-е годы, когда Шевченко стал членом общества «Мáковец» (с 1921) и группы «Цех живописцев», он, уже отвергнув в целом принципы авангарда, как и другие участники этих групп, пытался отстаивать «станковую картину как наиболее адекватный современности вид творчества». В этот период прежняя эпатажность в работах Шевченко сменяется тонкой лирикой.
В «Прохожей» воплощен романтический образ. Изображение современной городской девушки в светлом платье из легкой ткани и накинутом поверх него жакете, перехваченном в талии поясом, вряд ли можно считать портретным, поскольку оно обобщено и преображено художником, владевшим редким даром «каждодневное» раскрывать «трогательно-возвышенно». Лицо героини с ясным, практически античным профилем и струящиеся из-под шапочки пряди светлых вьющихся волос вызывают в памяти классические женские образы картин старых мастеров. Профильное изображение, скрывающее взгляд, придает образу некоторую отчужденность. Но в то же время вокруг него возникает некий флер загадочности, и этому способствует зыбкое, неопределенное пространство, в которое художник поместил свою героиню. Ее фигура представлена фронтально, но не воспринимается статичной благодаря повороту головы, развевающимся прядям волос и движению слегка выдвинутой вперед левой ноги, подчеркнутому облегающим платьем героини. Левой рукой прижимая к себе сумочку, модель одновременно придерживает кистью той же руки словно бы распахивающийся при ходьбе правый борт черного жакета с рыжеватым меховым воротником. Мягкие асимметричные очертания плеч и рук создают внутреннюю подвижность, ритмически поддержанную диагональными штрихами на платье. Образ красивой незнакомки, плавно проходящей перед взглядом зрителя, точно соответствует названию композиции.
Обаяние картины – в ее одухотворенной пластике: женственной грации модели, сложной цветовой гармонии. Пряное сочетание приглушенных теплых оттенков (оливкового, рыжего, охристого) контрастирует с холодным серо-голубым цветом шапочки модели. Находя тонкие тональные соотношения между цветами, художник достигает изысканности в рамках почти аскетической цветовой гаммы.
«Прохожая» – одна из самых рафинированных живописных работ Александра Шевченко. Показанная вскоре после ее создания на масштабной выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде в 1933 году, картина, по свидетельству автора, пользовалась «у посетителей наибольшим успехом». Однако из-за обвинений художника в формализме в 1930-е годы работа оставалась в запаснике и не выставлялась музеем.