Шевченко Александр (1883-1948)
Пейзаж с прачками
1917
Размер - 73,5 x 77
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10937
Поступило из Музея живописной культуры. 1928
Александр Васильевич Шевченко – живописец, график, педагог – относился к плеяде мастеров, чье творчество знаменовало наивысший расцвет русского искусства первой трети ХХ века. Обостренная художественная интуиция помогала ему чутко воспринимать основные проблемы времени, постоянно искать новые средства выражения.
Шевченко получил основательное художественное образование – сначала в Строгановском училище, потом в Париже (1905–1906) в Академии Р. Жюльена и в мастерской Э. Каррьера. В 1907–1909 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и был особенно близок с М. Ларионовым.
После первой выставки «Бубнового валета» при расколе левых художников Шевченко примкнул к группе М. Ларионова и Н. Гончаровой и в 1911 году участвовал в организации выставки «Ослиный хвост». Его работы экспонировались также на важнейших авангардных выставках – «Мишень», «№ 4», «Союз молодежи». В 1913 году Шевченко издал брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения», «Принципы кубизма и других течений в живописи всех времен и народов».
В произведениях Шевченко формы кубистов, футуристов и лучистов вводятся в картину строго, можно сказать, академически построенную. Сам художник называл свою манеру тектоническим примитивизмом и видел его истоки в творчестве Поля Сезанна, русской иконописи и лубочной живописи. Шевченко отстаивал традиции высокой живописной культуры в станковой картине, где все подчинено выверенной композиционной системе.
Для своих работ художник выбирал простые сюжеты, но будничные темы под его кистью превращаются в поэтические повествования. Примером такой работы может служить «Пейзаж с прачками» 1917 года. Несмотря на небольшой размер, картина воспринимается почти как монументальное произведение. В ней тонко сопоставлены розовый цвет стен дома, на фоне которого развешены белые простыни, розовые же, но более густого цвета, платья двух женщин, синие тона в одежде других прачек и подчиненные им серые, голубые, коричневато-желтые – крыш, земли, деревьев. Главное в картине – не сюжет, а сочетание цветов и пластическая организация пространства.