Шевченко Александр (1883-1948)
Улица ночью при луне
1934
Размер - 35,5 x 31
Материал - бумага
Техника - монотипия
Инвентарный номер - Инв.19423
Приобретено в 1935
Творческий путь Александра Шевченко был ярким. Получив образование в Москве и Париже, в 1910-е годы он оказался заметной фигурой среди московских авангардистов. Близкий кругу Михаила Ларионова, он участвовал в выставках, организованных не только ларионовским «Ослиным хвостом», но и «Миром искусства», и «Союзом молодежи». Натура художника постоянно стремилась к освоению новых горизонтов, он с увлечением обращался к получавшим распространение направлениям – кубизму, футуризму, примитивизму. Шевченко отличала потребность проанализировать каждое течение, найти его корни и сформулировать ключевые принципы, поэтому он выступал и как теоретик искусства, издав брошюры о кубизме и неопримитивизме. В этих текстах Шевченко проявил себя как рупор нового искусства.
Небольшой пейзаж «Улица ночью при луне» относится к позднему периоду творчества художника. Он создан в 1934 году – в очень непростое для Шевченко время. Годом ранее, вскоре после успешной персональной выставки, он был обвинен в формализме, его работы перестали экспонироваться. Шевченко продолжал работать, обратившись к созданию камерных произведений. Художник искал вдохновение в незамысловатых мотивах и претворял обыденность в лирическую гармонию.
Пустынный городской пейзаж оживляется силуэтами деревьев и контрастно выделяющимися освещенными окнами. Широкими мазками белил передан рассеянный лунный свет. Теплые коричневые тона сочетаются с холодными, благодаря чему здания будто окутаны прохладой. Тревожность ночного мрака компенсируется спокойными устойчивыми формами.
Наложение краски большими цветовыми пятнами с мягкими очертаниями и плавными переходами – особенности, которые художник удачно использует в монотипии. Этот вид печатной техники представляет собой единичный оттиск с ровной металлической пластины. Изображение наносится масляными красками с помощью кисти, а потом однократно отпечатывается под давлением. В результате получается уникальное произведение, которое, хотя и выполнено в печатной технике, не может быть тиражировано, в отличие от гравюры. Само название «монотипия» очень точно – оно происходит от греческих слов «monos» (один) и «typos» (отпечаток).
Появление этой техники связывают с именем итальянского художника и гравера XVII века Джованни Кастильоне. С 1870-х годов во Франции интерес к монотипии возродился в работах таких мастеров, как Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Гоген и другие. Художница Елизавета Кругликова, долгое время жившая в Париже, увлекалась экспериментами с печатными техниками и сделала монотипию важным направлением своего творчества. Вслед за Кругликовой многие русские художники обращались к этой технике.
Для Александра Шевченко увлечение монотипией пришлось на 1920–1930-е годы, его работы отличаются гармоничностью цветовых сочетаний, лаконичностью форм и тонкой передачей настроения.
Как порой случайное впечатление надолго остается в памяти, так сумрачная тишина одной из ночей 1934 года оказалась запечатлена Александром Шевченко. Этот пейзаж обобщенно, но убедительно воплощает атмосферу городской ночи.