Шевченко Александр (1883-1948)
Натюрморт. Кувшин и персик
1934
Размер - 25,1 x 36,7
Материал - бумага
Техника - монотипия
Инвентарный номер - ГРС-3826
От ВПХК им. Е.В. Вучетича. 1980
В левом верхнем углу произведения размещены инициалы художника и год создания работы. Такую монограмму Александр Шевченко традиционно вписывал в композиции своих монотипий, делая надпись на бумаге заранее, еще до печати оттиска. Эта подпись – единственный фрагмент работы, нанесенный рукой художника на лист бумаги. Сам натюрморт представляет собой единичный оттиск, сделанный с изображения красками на металлической или стеклянной поверхности – монотипию. При печати для дополнительной нагрузки использовался валик, под его давлением цветовые пятна обретали как будто растворяющиеся очертания.
Эта техника оказалась очень близка Александру Шевченко, так как в его творческой манере преобладали плавные линии, лаконично формирующие предмет, мягкие цветовые переходы и приглушенные тона. Монотипия, обладающая свойствами одновременно живописи и печатной графики, стала полем для экспериментов этого художника в сложный для него период 1930-х годов, когда Шевченко был обвинен в формализме. Мастер обращался к городским пейзажам, натюрмортам из простых бытовых предметов и в этих композициях стремился достичь гармонии, показать самоценность незамысловатой натуры.
Настоящий натюрморт составлен всего из двух предметов. Композиция уравновешивается намеченной веточкой с правой стороны и монограммой Шевченко слева. Очертания персика переданы черным контуром, кувшин также сформирован простой обводкой, темной с затененной стороны, белой – с освещенной. Формы, переданные цветовыми пятнами внутри контуров, лаконичны, кувшинчик будто накренился и изображен с искажениями, что отсылает к примитивистскому прошлому Шевченко, который еще в 1914 году написал своеобразный манифест «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения». Будучи опытным рисовальщиком, он осознанно упрощает изображение, использует незамысловатые приемы. В технике монотипии такой подход оказывается особенно актуален – при печати окончательный результат непредсказуем даже для самого автора, а полученное изображение существует в единственном экземпляре. Эта неопределенность, в которой актуализируется творческий процесс, идея рождения неповторимого образа сочетаются с примитивистской манерой – в этом чувствуется обаяние первозданности и в то же время какая-то внутренняя нестабильность.
Оставленные вокруг оттиска широкие поля усиливают впечатление камерности, визуально собирая в единую композицию предметы, довольно крупные для такого формата. Соотношение пустоты и заполненного пространства придает изображению устойчивость.