Львов Петр (1882-1944)
Женский портрет
1920-е
Размер - 38 x 34,2
Материал - бумага с тиснением
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-170
Поступило от автора
Пётр Львов – один из самых значительных русских графиков-станковистов, педагог, член-учредитель нескольких значительных художественных обществ («Союз молодежи», «Зеленая кошка», «Четыре искусства»). Его весьма ценят специалисты – художники и искусствоведы. Однако за пределами профессионального сообщества он малоизвестен.
Так получилось, что Пётр Львов занимался и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где начинали многие новаторы-авангардисты, и в Санкт-Петербургской Академии художеств – главном оплоте консерватизма. Однако ни академическая традиция, ни авангардистские эксперименты в равной мере не привлекали его.
Львов оказался одним из немногих авторов, которые, игнорируя жесткие рамки школ и направлений, в поиске альтернативной художественной программы предпочли спонтанное рисование с натуры. Его станковые рисунки (пейзажи, интерьеры, портреты) – это не рабочий материал, а особая область творчества, самодостаточные произведения, сменяющие друг друга пространственные импровизации, в которых самые незначительные (точнее, кажущиеся незначительными) вариации способны изменить пластическую идею.
Львов был свято убежден, что только натура позволяет «избежать той лжи и мертвенности, которые так легко изобличаются в работах, где бывает добавлено “нечто от себя”». Может быть, его рисункам недостает артистизма Николая Купреянова, формального совершенства Льва Бруни, энергии и темперамента Петра Митурича, но редкая целостность видения делает их незабываемым индивидуальным явлением отечественной культуры.
Львов полностью раскрылся как рисовальщик в 1920-е годы, в самое сложное и яркое для отечественного искусства время. К этому периоду относится «Женский портрет» (имя модели, к сожалению, установить не удалось). Как всегда у Львова, энергия штрихов связывает объект изображения и окружающую среду в неразрывное целое – новую реальность, базирующуюся на натурном впечатлении, но как бы параллельную натуре. Выразительность здесь связана с редкой естественностью самого процесса рисования, с его неповторимым ритмом, с увлеченным освоением натурного материала без всяких формальных выдумок и изощрений.