Львов Петр (1882-1944)
Вид на Рождественскую улицу
1924–1928
Размер - 66 x 61
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5931
Дар М.П. Митурича, Москва. 2000
Пётр Иванович Львов – прежде всего выдающийся рисовальщик, признанный мастер станкового рисунка. Вместе с тем он никогда не оставлял работу маслом. Живопись «для Львова и его единомышленников всегда была той вершиной, по которой они выверяли свой путь», – свидетельствовал подаривший «Вид на Рождественскую улицу» в Третьяковскую галерею художник Май Митурич, сын друга Львова – Петра Митурича.
Больше всего Львов был привержен жанру городского пейзажа. Он создал множество графических листов и даже целые серии видов Ленинграда и Москвы, работая над ними как в литографии и рисунке, так и в живописи. Его городские мотивы всегда выполнены с натуры, достоверны в ее передаче. В автобиографии 1937 года художник сообщал о своем методе работы: «Я всегда писал и пишу только с натуры, избегая той лжи и мертвенности, которые так легко изобличаются в работах, где бывает добавлено нечто “от себя”».
Написанный из окна «Вид на Рождественскую улицу» относится к периоду преподавания Львова в 1924–1928 годах в легендарном Вхутемасе. Улица, расположенная в самом центре Москвы, проходит от Театрального проезда до Рождественского бульвара. Пейзаж заснеженной улицы с голыми деревьями – деревья были любимым мотивом Львова-графика, – идущими по тротуару прохожими и проносящимися по дороге извозчиками запечатлен реалистично, и в то же время его отличает лирическая интонация. Диагональный ракурс композиции словно приглашает зрителя проникнуть вглубь картинного пространства. Высокий горизонт и сквер слева позволяют показать широкий городской простор. Квадратный формат холста собирает и гармонизирует композицию. Почти все цвета в картине подцвечены красноватым, бледно-розовым тоном, который есть и в серо-голубом небе, и в охре домов, и в охристо-голубом снеге на проезжей части. Тональное единство и благородная сдержанность цветовой гаммы – характерное свойство живописной манеры Львова. Контуры домов несколько размыты, как бывает в насыщенные влагой февральско-мартовские дни. Художником достоверно и тепло передана атмосфера светлого, погожего предвесеннего дня в городе.