Вид на Фонтанку и Измайловский трамвайный мост
Патрон шедевра
Львов Петр (1882-1944)
Вид на Фонтанку и Измайловский трамвайный мост
1924
Размер - 24 x 28,8
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-3745
Дар А.А. Сидорова. 1969
И художественным образованием, и участием в творческой жизни Пётр Иванович Львов был связан как с Москвой, так и с Ленинградом. Он начинал учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, продолжал ее в Высшем училище при Академии художеств в Петербурге в мастерской Ф.А. Рубо, у Н.С. Самокиша. Там он жил некоторое время, а преподавать приехал в Москву, во Вхутемас (1924−1929); потом снова был Ленинград.
Его коллега по Вхутемасу В.А. Фаворский вспоминал много лет спустя: «В Москве редко бывали рисовальщики. Рисунок большей частью понимался как подготовка к живописи, а не как самоцель, и не выставлялся. <…> И вот к нам приехали из Ленинграда несколько рисовальщиков первого сорта и, надо признать, повлияли очень сильно на наше московское искусство». Одним из них был Львов. Его талант рисовальщика еще в 1916 году привлек внимание Н.Н. Пунина, который писал в журнале «Аполлон» о «чарующей прелести рисунков Львова», которую критик объяснял отношением художника, его любовью к изображаемому.
На рисунке «Вид на Фонтанку и Измайловский трамвайный мост» (мост уже не существует) представлен совсем не парадный район города. Перед нами Фонтанка, одна из водных артерий Ленинграда, и перекинутые через нее мосты. Вдали видны многочисленные заводские трубы. Фаворский с некоторым удивлением отмечал, что Львов «рисовал всюду, на улице, в комнате», и добавлял, что «его постоянное рисование требовало к себе уважения». Естественно, что художник, живший тогда на набережной Фонтанки, не мог не запечатлеть открывающийся из его окон или с крыши дома пейзаж.
Простой городской мотив выполнен с вниманием и любовью. Автором умело построена уравновешенная композиция. Некоторая монотонность мотива живыми, раскованными движениями карандаша преобразована в панораму города, наполненного воздухом, украшенного водой и зеленью. Художник виртуозно использует графитный карандаш, варьирует его звучание от легчайших штрихов, фиксирующих облачность на горизонте и поверхность воды, до черных пятен теней на переднем плане и в изображении дерева. Не удивительно, что этот рисунок был в коллекции знаменитого знатока графики А.А. Сидорова.