Мясницкая, 21
Патрон шедевра
Львов Петр (1882-1944)
Мясницкая, 21
1941
Размер - 79 x 60
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1922
Приобретено у И.П. Даниловской, Ленинград. 1981
Пётр Иванович Львов признан в истории искусства прежде всего как выдающийся рисовальщик, мастер станкового рисунка. Вместе с тем он никогда не оставлял работу маслом. Живопись «для Львова и его единомышленников всегда была той вершиной, по которой они выверяли свой путь», – свидетельствовал художник Май Митурич, сын друга Львова – Петра Митурича.
Больше всего Львов был привержен жанру городского пейзажа. Он создал множество графических листов и даже целые серии видов Ленинграда и Москвы – как в литографии и рисунке, так и в живописи. Его городские мотивы всегда выполнены с натуры и достоверны в ее передаче.
В собрании Государственной Третьяковской галереи хранятся три пейзажа Львова, выполненные маслом, на которых запечатлены виды Москвы в районе Мясницкой улицы («Вид на “Дом России”», 1924–1928; «Москва. Мясницкая зимой», 1928; «Мясницкая, 21», 1941). Этот район был хорошо знаком художнику. Когда в 1924 году Львов был приглашен преподавать живопись во Вхутемасе, он получил жилье в профессорском корпусе комплекса вхутемасовских домов на Мясницкой, 21. Это был доходный жилой дом с квартирами и мастерскими художников, построенный в 1913–1914 годах. Соседом по дому оказался другой талантливый рисовальщик и педагог – П.В. Митурич, с которым Львов был очень дружен, имел «общие интересы и постоянные споры по искусству» (слова П. Митурича). Часть квартиры на девятом этаже была переоборудована под мастерскую Митурича; Львов с семьей жил за стенкой, но в другом подъезде. Часто из окон своей квартиры Львов наблюдал за жизнью города, используя мотивы крыш, московских улиц и переулков в своих картинах.
На полотне «Мясницкая, 21» изображен вид с верхнего этажа соседнего здания (возможно, из окна учебного корпуса) на стройный кирпичный девятиэтажный дом, где жил художник. Диагональ наклонной лестницы или решетки слева, перечеркивающая красное здание, вносит в картину тревожную динамику. Вытянутый по вертикали формат полотна дает возможность показать особенность городской вхутемасовской застройки: мотив высотных домов и скученность более низких зданий (склады и проч.) во дворах. Зимний пейзаж был написан в первый год войны. Вскоре Львов уехал в эвакуацию в город Молотов (ныне Пермь), где в 1944 году умер.