Фаворский Владимир (1886-1964)
Волки
1950
Размер - 9,7 x 5,9
Материал - бумага рисовая
Техника - цветная ксилография
Инвентарный номер - ГРС-6896
Приобретено ГКГ СССР. 1984
Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Для Фаворского гравюры никогда не существовали отдельно от других составляющих оформления книги. Рядом был шрифт, который мастер всегда тщательно подбирал сам. Рядом были украшения, в данном случае напоминающие о прикладном искусстве Древней Руси. Наконец, рядом были заглавные буквицы, нарисованные (изобретенные) художником, похожие на древнерусские прототипы и в то же время отличные от них. Разнообразные компоненты оформления соотносились с пространством книжных листов. Все это с редким тактом распределено художником в книге еще на стадии макета.
Небольшая гравюра на полях «Волки» перекликается с гравюрой «Орлы и вороны» (ГРС-6895) на соседней странице.
В «Слове» эта гравюра соотносится со строками: «А Игорь к Дону войско ведет! Ведь уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу подымают по оврагам». Заметим, что тема волков образно связана в «Слове» и с темой половцев.
Поэтика «Слова» отражается в макете Фаворского в цвете, пластике, пространстве, сочетая строгий реализм и условность эпоса.