Гравюры на дереве (ксилографии) Фаворского, относящиеся к серии «Виды Москвы», создавались в 1918 году (по другим источникам, в 1919-м). «Новоспасский монастырь» – одна из них. Как и все гравюры художника, она лаконична и выразительна. Компактный храм и непропорционально большая колокольня в окружении деревянных домиков – тогда, в 1918 году, это была почти окраина города. Торцовая ксилография (когда изображение вырезается на доске поперечного распила) не предполагает тонального перехода от светлого к темному. Здесь художник с одинаковой силой кладет штрихи, кое-где, как на крышах переднего плана, доводя изображение до монолитного черного пятна. По контрасту, монастырские стены, а главное, небеса сияют белизной.
Свои первые гравюры художник создал в 1907–1908 годах. Его образование включало занятия в московской студии К. Юона (1903–1905) и посещение вечерних занятий по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище – еще в гимназические годы. Потом была учеба в Мюнхене в школе Шимона Холлоши и лекции в Мюнхенском университете на философском факультете. Далее – Московский университет. Фаворский – один из первых выпускников искусствоведческого отделения исторического факультета. Он был человеком всесторонне образованным, великим практиком и теоретиком.
«В молодости я учился живописи. Мне сулили успех. Возможно, я даже стал бы хорошим живописцем, но предпочел графику. Предпочел как изобразительное искусство, более доступное людям, чем живопись, как искусство массовое», – писал он.
Небольшая гравюра Фаворского – это не просто изображение монастыря, несколько раз менявшего расположение в городе, но историческая память об обители, основанной в XIII веке. Свое нынешнее местопребывание она обрела только в 1490 году. Вот почему монастырь стали звать «Спас на новом» (месте), или Новоспасский.