Это одно из самых известных произведений Владимира Фаворского и едва ли не высшее выражение гения Ф.М. Достоевского в изобразительном искусстве. Созданный Фаворским образ опирается на прижизненный, исполненный с натуры, портрет работы Василия Перова, но весь образный строй гравюры – не парафраз исторического портрета, а, скорее, рассуждение о подвиге писателя и судьбе его книг.
Напряженный взгляд автора «Братьев Карамазовых», нервные руки, сжимающие рукопись, сутулая фигура – всё свидетельствует о его предельной погруженности в себя, но, несмотря на внешнюю статику, в этом образе заключена энергия внутренней работы, динамическое усилие.
Пространство комнаты с крестообразными соединениями рамок на стене вполне натуралистично, жизнеподобно, но при этом сложно организовано благодаря тончайшим тональным отношениям. Известно несколько подготовительных рисунков к этой гравюре, в которых уточняется общая пластическая тема (изменяется поза, движение рук, детали интерьера). С самого начала образ писателя соотносится у Фаворского со свечами – как олицетворением жизни-творчества, символом подвижнического служения Богу.