Фаворский Владимир (1886-1964)
Титул. Правая часть титульного разворота
1950
Размер - 17,2 x 13,3
Материал - бумага рисовая
Техника - цветная ксилография
Инвентарный номер - ГРС-6888
Приобретено ГКГ СССР. 1984
Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, один разворот полосный, один разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку (все – гравюры в два цвета, то есть в две доски) и десять буквиц (инициалов).
Для Фаворского книга, которую он оформляет, – всегда целостный художественный проект, олицетворение единства замысла и творческого воплощения. Работая над «Словом», он стремился выразить эпическую природу главного памятника древнерусской литературы, подчеркнуть его «складность» – песенность.
Эти важнейшие характеристики замысла художника в полной мере выражены уже в композициях фронтисписа и титула, объединяющих весь комплекс образов, которые встретят затем читателя «Слова».
Центральная фигура фронтисписа – безымянный древнерусский автор, взывающий к своим друзьям – дружинникам. Для Фаворского «это воин, он в кольчуге, но в руках у него гусли. Он пел песни и играл на гуслях воинам и князьям русским, а сейчас говорит им о народной беде».
Титульный лист книги – шрифтовая композиция и одновременно «картинка, которая по своему содержанию относится ко всей книге». Титул рассказывает о бедствиях от набегов степняков, «о том, что творят половцы на русской земле, о пожарах и о несчастных женщинах, оплакивающих своих близких». Не случайно автор «Слова» у Фаворского «указывает в сторону этих женщин».
Разрабатывая авторский шрифт, экономно, но емко используя красный цвет, напоминающий о древних русских рукописях, связывая орнаментальную, шрифтовую и сюжетную стороны своей композиции, Фаворский подчеркивает синтезирующий характер замысла: «Я изобразил там еще оружие, и знамя, и летящих соколов. Соколами называют в народе и смелых людей».
Начало книги задает тот настрой, который будет развиваться другими элементами оформления «Слова о полку Игореве».