Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Небольшая композиция с орлами и воронами служит парой гравюре
«Волки», расположенной рядом, на соседней странице. Орлы в «Слове» предвещают войску поражение и «клекотом на кости зверей зовут».
Фаворский создает ритмичное изображение летящих орлов, похожее на орнамент.
Изобретательные цветные узоры, окружающие фигурки птиц, напоминают о «песенных» интонациях «Слова» и ритмизируют весь макет книги.
Не менее важно в этой условной композиции и белое пространство книжного листа. Сочетание формальной условности и конкретики, плоскостности и глубинности в одном произведении принципиально для Фаворского, утверждавшего, что «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнонаправленное и разновременное».