Андреев Николай (1882-1947)
Птицы
1930-е
Размер - 16,1 x 21
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-831
Дар С.Н. Андреева. 2019
Фотография «Птицы» относится к позднему периоду творчества Николая Платоновича Андреева. Птицы на ветках дерева представлены в контражуре на фоне ровной водной глади. Зачастую в своих работах фотограф выхватывал отдельные фрагменты пейзажа, неброские и малопримечательные пространственные участки. Поиск материала для съемки заставлял его обращать внимание на такие случайные детали, как например, одинокий подсолнух, сломанное дерево, полевые цветы, которые становились смысловым центром композиции.
Представители пикториализма, расцвет которого пришелся на рубеж XIX–XX веков, стремились преодолеть воспроизводимость фотографии и разными способами придавали каждой отдельной работе качества оригинала. Своими действиями они словно отрицали главные особенности фотографии как медиа и приближали ее к живописи и графике. Художнику удалось убедительно воплотить эту концепцию в своих произведениях. Фотографии Андреева не только технически удаляются от фотографии в сторону живописи, они наследуют композиционные приемы русского пейзажа.
Принципы мышления, которые проявляются в его фотографиях, отчасти соответствуют академическим нормам и представлениям XIX века. Это культ ремесленного мастерства в сочетании с необходимостью изучения натуры: все работы Андреева были законченными и единственными в своем роде, даже если повторялись некоторые мотивы. Для создания каждого произведения Андреев использовал все возможности техники, ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и процарапывания, а также химических способов воздействия на изображение. В начале ХХ века с точки зрения возможностей оптики и печати природа оставалась самым сложным объектом для фотографа. Пейзаж, как правило, представлял собой либо повторение стереотипов (белый снег, излучина реки, тропинка среди берез, озеро в лесу), либо играл роль фона для других сюжетов и не был самостоятельным. Однако Николай Андреев достиг в этом жанре совершенства. Он снимал объективами, которые сам же и делал. Собранные им конструкции из линз позволяли ловить ровно ту природную картину, которая в данное мгновение была сотворена ветром, солнцем и облаками. Андреев концентрировал свое внимание на передаче атмосферных явлений и стихий. Художник был способен во всем обширном спектре людских переживаний найти аналог природному состоянию. Для каждой фотографии он подбирал подходящее время съемки, чаще утреннее или предзакатное, и мог часами дожидаться необходимого положения солнца. Обычно автор искал «нетронутый» пейзаж. Природа сама по себе была предметом его художественных интерпретаций. Благодаря отсутствию маркеров времени и места в работах Николая Андреева пейзажные мотивы становились универсальными как элементы системы языка, из которых складывался некий абсолютный пейзаж.