Андреев Николай (1882-1947)
Закурил
1924
Размер - 28,5 x 20,7
Материал - бумага на картоне
Техника - бромойль
Инвентарный номер - РФт-905
Фотография «Закурил» – одна из наиболее известных композиций крестьянского цикла работ Николая Платоновича Андреева. Безотносительно к году создания фотография не демонстрирует достижения современности. Пониженная детализация и пикториальная оптика позволяют поместить кадр в контекст любой предшествующей эпохи и в то же время сохранить актуальность. Жанровая фотография была для художника предметом долгих композиционных поисков. Сложная подготовительная работа включала продумывание деталей обстановки, костюмов, действий и жестов героев. В съемках подобных композиций художнику позировали члены семьи его друга Павла Максимова, с которым он познакомился в начале 1920-х во время работы в городском драматическом театре Серпухова. Так, на знаменитой фотографии «Закурил» запечатлен младший брат Максимова Егор. Он же был моделью для снимков «Нищий» и «С огорода» (оба – 1920-е, Третьяковская галерея).
Творческий метод фотографа включал многочисленные опыты с одним изображением. Сам процесс печати был для него важнейшей областью творчества. Он много экспериментировал с негативом, форматом бумаги, по-разному кадрировал и ретушировал изображение, поэтому не хотел терять возможность продемонстрировать результаты своих опытов. Например, сохранилось несколько вариантов композиции «Закурил». На обороте одной из них – две наклейки, указывающие на участие фотографии в парижской Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (1925) и в VIII Международном салоне пикториальной фотографии в Нью-Вестминстере (1928). Для участия в парижской выставке Николай Андреев отбирал подчеркнуто «русские» сюжеты: сельские пейзажи и жанровые сцены крестьянского быта. Провинция и быт обитателей деревень служили источником вдохновения лишь для немногих советских художников (по крайней мере, на выставке такие примеры практически отсутствовали). Работы Андреева сильно выделялись как среди общей экспозиции, так и в фотографическом разделе. Мало кого из его коллег по цеху в той же степени привлекала крестьянская тематика. Выставленные в здании Grand Palais работы художника были высоко оценены. Николай Платонович Андреев был награжден золотой медалью, о чем свидетельствует прилагавшийся к ней диплом, сохранившийся до наших дней.
Позднее о выставочном успехе работы «Закурил» вспоминал знаменитый фотограф Моисей Наппельбаум. Снимок произвел на него большое впечатление: «Посреди двора стоит крестьянский парень в лаптях, в высокой бараньей шапке и прикуривает самокрутку, ладонями защищая огонь от ветра. Эта сцена передана с безыскусственной правдивостью и мягкостью, с любовным отношением к самой теме» (Наппельбаум М.С. От ремесла к искусству. М., 1958. С. 88).