Андреев Николай (1882-1947)
Портрет Василия Улитина
1920-е
Размер - 14,2 x 10,4
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-1015
К жанру портрета Николай Платонович Андреев обратился впервые в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове авторского фотографического ателье. Именно там начался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет для большинства жителей города связана визуальная история их семей. В этих лицах – лик эпохи, созданный чутким и неравнодушным фотографом. Художник четко разделял коммерческую фотографию и художественную – эти работы он не продавал никогда. Однако систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус.
Портреты Андреева отличались большим психологизмом. В портретной съемке фотограф проявил себя «не менее талантливым, чем в своих пейзажных работах» (Фотограф. 1927. № 7–8. С. 240). На этой работе изображен Василий Иванович Улитин (1888–1976), известный фотограф-пикториалист и старый друг Николая Платоновича. Они познакомились в юности, в мастерской серпуховского художника Владимира Степановича Ващенко (1856–1915), где оба брали уроки рисования. Сам Улитин, как и Андреев, родился в Серпухове, однако получил образование за границей, в Пражском институте графических искусств, и с конца 1900-х годов работал в Москве, в издательстве Ивана Сытина и в фотоателье Карла Фишера. В 1920-е годы он активно участвовал в международных выставках.
Портрет выполнен с безусловной симпатией и уважением к модели. Андреев и Улитин часто фотографировали друг друга и обменивались снимками, благодаря чему в собрании Николая Платоновича сохранилось несколько портретов товарища и коллеги. Говорящий взгляд, естественная поза и непосредственный жест создают несколько декадентский образ интеллектуала. Деталь в виде кольца на пальце оживляет портрет Улитина, а тонкое соотношение мягкого света и драматичных теней вместе с размытым фоном создают в кадре особую среду. Главный акцент композиции – глаза Улитина, смотрящего прямо в объектив.