Андреев Николай (1882-1947)
Портрет крестьянина
1930
Размер - 23,5 x 17
Материал - бумага
Техника - бромойль (на картонной подложке)
Инвентарный номер - РФт-1014
К жанру портрета Николай Платонович Андреев обратился впервые в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове авторского фотографического ателье. Именно там начался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет для большинства жителей города связана визуальная история их семей. В этих лицах – лик эпохи, созданный чутким и неравнодушным фотографом. Художник четко разделял коммерческую фотографию и художественную – эти работы он не продавал никогда. Однако систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус.
Художественные портреты Андреева отличались большим психологизмом. В портретной съемке фотограф проявил себя «не менее талантливым, чем в своих пейзажных работах» (Фотограф. 1927. № 7–8. С. 240). «Портрет крестьянина» датируется 1930 годом. Фигура модели представлена в три четверти. Зрительного контакта нет, лицо напряжено, взгляд отстранен и направлен вниз. Отсутствие деталей придает кадру монументальность и акцентирует внимание на эмоциональном состоянии модели. Зачастую в стремлении Андреева к психологичности образа его портреты получались лишенными оптимистичности и динамики. Репрезентативность портрета снижена, он сознательно деперсонифицирован автором. Размытый фокус и мягкая оптика превращают снимок во вневременной портрет русского крестьянина с его непростой жизнью.
В 1920-е годы художника увлекла тема крестьянского труда. Примечательно, что для участия в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году Николай Андреев отобрал именно специфически «русские» сюжеты: сельские пейзажи и жанровые сцены крестьянского быта. Провинция и быт обитателей деревень служили источником вдохновения лишь для немногих советских художников (по крайней мере, на выставке такие примеры практически отсутствовали). Работы Андреева сильно выделялись как среди общей экспозиции, так и в фотографическом разделе. Мало кого из его коллег по цеху в той же степени привлекала крестьянская тематика. Выставленные в здании Grand Palais работы художника были высоко оценены. Николай Платонович Андреев был награжден золотой медалью.