Андреев Николай (1882-1947)
Мальчишки
1927–1928
Размер - 26,8 x 34,2
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-1005
Несмотря на то что Николай Платонович Андреев вошел в историю как мастер пейзажа, в портретной съемке фотограф проявил себя «не менее талантливым» (Фотограф. 1927. № 7–8. С. 240). Он прошел долгий путь совершенствования авторской оптики и печати. На фотографии «Мальчишки» фигуры ребят представлены в контражуре на фоне облаков. Андреев создает контраст между темным силуэтным передним планом и тональным широким небом. Фотографу было мало зафиксировать природу в статичном положении, он искал диссонанс, и эти поиски часто находили выражение в изображении воды, воздуха и света. Работы, посвященные разным состояниям небосвода, восхищали современников.
Именно небо занимает бо́льшую часть работы. Герои же располагаются в правой части композиции. Их эффектные позы образуют восходящую диагональ. Несмотря на статичность поз, в фигурах чувствуется динамика. Отсутствие деталей придает кадру монументальность и акцентирует движения героев. Изображенные на снимке мальчики деперсонифицированы, однако известно, что для создания многофигурных композиций Николай Платонович прибегал к помощи родственников и знакомых. Сложная подготовительная работа включала продумывание деталей обстановки, костюмов, действий и жестов героев. В портретах и жанровых сценах Николая Андреева преобладали постановки, художник не стремился к тому, чтобы у зрителя возникло впечатление естественности происходящего, ощущение «схваченного» кадра. Наоборот, художник предельно формализовал отношения между фигурами и предметами, создавая законченную выверенную композицию. Так, на рассматриваемом снимке появляется диагональная геометричность построения, объединяющая передний (фигурный) и дальний (пейзажный) планы.
В самом начале своего профессионального пути Николай Андреев был владельцем фотографического ателье. Несмотря на то что продукция, выпускаемая им, носила коммерческий характер, возможно, наработанная в портретной фотографии чуткость к душевным состояниям и позволила автору разработать изысканный, эмоционально точный стиль, опирающийся на особое взаимодействие человека и пейзажа. Природа на снимках Андреева наполнена глубокими психологическими смыслами и созвучна настроениям и чувствам человека.