Андреев Николай (1882-1947)
Жницы
1930
Размер - 23,9 x 29,8
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-1007
Фотография «Жницы» входит в цикл работ Николая Платоновича Андреева, посвященных русскому крестьянству. На ней запечатлены две женщины в поле. Их фигуры отвернуты от зрителя, женщины погружены в работу. Отсутствие деталей придает кадру монументальность и акцентирует движения героинь. Безотносительно к году создания фотография не демонстрирует достижения современности, а отсылает к условному прошлому и изобразительной традиции. Пониженная детализация и пикториальная оптика позволяют поместить кадр в контекст любой предшествовавшей эпохи и в то же время сохранить актуальность.
Начиная с 1920-х годов художника увлекала тема крестьянского труда. Для участия в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году в Париже Николай Андреев отбирал именно специфически «русские» сюжеты: сельские пейзажи и жанровые сцены крестьянского быта. Провинция и быт обитателей деревень служили источником вдохновения лишь для немногих советских художников (по крайней мере, на выставке такие примеры практически отсутствовали). Работы Андреева сильно выделялись как среди общей экспозиции, так и в фотографическом разделе. Мало кого из его коллег по цеху в той же степени привлекала крестьянская тематика. Выставленные в здании Grand Palais работы художника были высоко оценены. Николай Платонович Андреев был награжден золотой медалью, о чем свидетельствует прилагавшийся к ней диплом, сохранившийся до наших дней.
Несмотря на то что сюжетами фотографий Николая Андреева часто были сцены из крестьянского быта и портреты, совершенства он достиг в пейзаже. Фотография «Жницы» сохраняет его черты. Пейзажные снимки Андреева передают тонкие переходные состояния природы. Они наполнены глубокими психологическими смыслами, созвучны настроениям и чувствам человека. Ограничиваясь видами окрестностей подмосковного Серпухова, где художник родился и прожил всю жизнь, он сумел создать собственный узнаваемый стиль пейзажа. Историк фотографии Валерий Вальран писал о работах Андреева: «Нужна невероятная любовь к этим скромным ландшафтам, чтобы увидеть в них предмет, достойный искусства, и, самое главное, найти форму для выражения этого пронзительного чувства. Его творческое наследие – весомый и уникальный вклад в иконографию русского пейзажа и вместе с классическим русским живописным пейзажем составляет золотой фонд русской художественной культуры».