Андреевский Леонид (1894-1938)
Храм Воскресения Христова «Спас на Крови». Южный фасад. Ленинград
1934
Размер - 21,8 x 16,5
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-299
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Храм Воскресения Христова “Спас на Крови”. Южный фасад» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время работы Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – важнейшее свидетельство эпохи создания.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использование разных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворявшим вкусы большинства заказчиков. Наряду с неороманикой, неоготикой, неоренессансом зодчие разрабатывали приемы и методы русского национального стиля, взяв за основу образы допетровской архитектуры и народного искусства. Русский стиль в архитектурных формах выражал идеи самобытности, народности и национального возрождения. Приверженцы его официально-академического направления связывали само существование русского стиля с поддержкой царя, что совпадало со взглядами Александра III, подписавшего в начале своего правления «Манифест о незыблемости самодержавия».
На фотографии – вид на южный фасад собора Воскресения Христова «Спас на Крови». Он был возведен на народные деньги в 1883–1907 годах на берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) на месте, где народовольцем И. Гриневицким 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Александр III по просьбе Городской думы принял решение построить на этом месте часовню, которую должен был заменить храм-мемориал. Часовня, сооруженная в 1881 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа, при возведении собора была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла девять лет. Храм построили в русском стиле по проекту архитектора А.А. Парланда. Его работу признали лучшей на открытых конкурсах, проводившихся Комиссией по увековечению памяти императора Александра II. В проекте зодчий применил симметрию и регулярность, свойственные классицизму, в сочетании с наиболее эффектными элементами московской и ярославской архитектуры XVI–XVII веков.
Девятиглавый собор высотой 81 метр сооружался с применением новых технологий строительства. Впервые в Санкт-Петербурге фундамент храма возводился на бетонном основании, здание было полностью электрифицировано. В отделке применялся красный кирпич, белый камень, гранит, мозаика, эмаль по меди, позолота. На снимке представлен наиболее репрезентативный фасад. Из девяти глав видно семь. Центральный купол и четыре боковые отделаны ювелирной эмалью, четыре луковицы позолочены. Закомары и кокошники украшены мозаиками, над которыми трудились мастера-мозаичисты мастерской А.А. Фролова. В большом кокошнике – композиция по эскизу Н.А. Кошелева «Христос во славе». Перед Христом предстоят святой Николай Мирликийский, божественный покровитель Николая II, при котором собор был освящен, и святой Александр Невский, покровитель Александра II, с моделью храма в руках.
После 1917 года собор переходил от обновленцев к иосифлянам, службы продолжались. В 1930-м по постановлению ВЦИК он был закрыт. В 1931 году Областная комиссия по вопросам культов постановила его разобрать. Это требовало больших материальных затрат, так как просто взорвать, не повредив канал, было невозможно. Еще раз эта идея возникала в 1938 году, но выполнение отложили. Во время блокады в храме был морг. После войны – склад театральных декораций. Только в 1968 году Спас на Крови взят под охрану государства, были выполнены работы по укреплению и реставрации. В конце 1990-х открылся музей «Спас на Крови». В 2004 году возобновлены службы.

другие работы автора