Владимир Немухин – один из ключевых представителей советского нонконформизма в искусстве.
Его учителем в московской изостудии был Пётр Соколов, ученик Ильи Машкова, известного представителя художественного объединения «Бубновый валет», который своим ученикам прививал в первую очередь точное понимание и чувство формы. С 1956 года Немухин был участником «Лианозовской группы» – неформального объединения поэтов и художников. Но главным событием в те годы для него стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве в 1957 году, за которым последовали выставки современного искусства в США (1959) и Франции (1961).
Немухин вспоминал, что эмоциональное потрясение от увиденного заставило его полностью переосмыслить собственное творчество. Особенно поразили молодого художника скандинавские экспрессионисты, а также абстрактное искусство, ставшее «настоящий шоком, после которого мы окончательно прозрели», и вскоре, в 1958 году, появились его первые экспрессионистические абстракции. Непродолжительное время спустя он осознал, что перерос уже и это: «Я вдруг увидел в абстракции необычайный натурализм», а в 1965-м нашел свою тему – карты, и она стала центральной в его творчестве до конца жизни.
По словам Немухина, в игральной карте он увидел художественную идею, одновременно пластическую и метафизическую, а не вещь из разряда обычных, она стала для него «символом дольнего мира, с его отстраненным от человеческой личности порядком, стихийностью и капризной переменчивостью состояний». Кроме того, перенос традиционной карточной символики в плоскость художественной игры, как это делали «бубновые валеты» начала ХХ века, придавал ей особый, новый смысл. В этом случае, как говорил Немухин, она заявляла отказ от любых условностей, ограничений и регламентаций, то есть безграничную свободу художественного поиска. С позиции его конструктивно-пластического видения карточная фигура «бубновый валет» оказалась исключительно удобным материалом для формального экспериментирования. При этом художник понимал, что ни один его зритель не сможет полностью уйти от полумистических ассоциаций, заложенных культурой в образе игральных карт, – это игра, азарт, случай, судьба, авантюра, гадание, а еще это уникальное средство коммуникации между людьми.
Первые работы с игральными картами продолжали традиции геометрической абстракции. Позднее, в 1970-е годы, карты, причем не только написанные художником, но и настоящие, стали образовывать в картинах Немухина сложные «пасьянсы», стилистически и композиционно отсылающие к разным направлениям в живописи ХХ века.
«Натюрморт с картами» из собрания Третьяковской галереи написан Немухиным на переломе от абстракции к предметности. Здесь налицо спонтанное подвижное экспрессивное письмо в виде текучих мазков, лессировок, где планы накладываются один на другой и просвечивают, а живопись размывает ярусный порядок пасьянсного расклада, создавая необычный синтез абстракции и внешней картежной «фабулы».