Лабас Александр (1900-1983)
Электрификация в новом районе
1930
Размер - 118 x 67
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1389
Приобретено у автора, Москва. 1978
Александр Аркадьевич Лабас – один из наиболее самобытных мастеров ХХ века. Замечателен его живой, нескончаемый интерес к своему времени в разных его проявлениях и мотивах: авиации, поездам, инженерии, спорту, электрификации, многообразным достижениям технического прогресса. «Лабас воспринял и пронес через все свое творчество чувство современности – остроту зрения, неожиданность сюжетного хода, стремительность самого процесса живописания», – отмечал известный историк искусства Д.В. Сарабьянов.
Полотно «Электрификация в новом районе» относится к 1920–1930-м годам – лучшему, классическому периоду творчества художника. Картина на индустриальный сюжет получила в трактовке тридцатилетнего Лабаса поэтическую окраску, поднимаясь над обыденностью реальности. Его взгляд на новые технические и индустриальные явления современности – взгляд чистого живописца с романтической натурой. Низкий горизонт открывает высокое небо, но местность кажется пустынной, поскольку это новый, еще только начинающий строиться район. Два высоких электрических столба в центре композиции определяют вытянутую вертикаль холста, а сноп электрического света, освещающий рабочего на высоте, усиливает движение вверх и усложняет световую композицию картины. Грани предметов будто струятся в обтекающем их воздухе, растворяясь в вибрирующем дымчато-сером, перетекающем в голубое, пространстве, где вдали четким и ярким свето-цветовым акцентом выделяется белый дом. Благодаря рафинированной светотональной живописи пейзаж наполняется мягким серо-голубым светом. Особая световая среда в пейзажах Лабаса завораживает, внося в изображаемую реальность зыбкость словно бы внутреннего видения. Сам художник признавался: «Я стремился передать жизнь современного города, его внутренний пульс, романтику, поэзию <...> Словом, было о чем подумать, чтобы найти в живописи те краски и те ритмы, ту композицию, которая выразила бы новые явления жизни современного города. Это были новые задачи для того времени после импрессионизма, открывшего город XIX века».