Лабас Александр (1900-1983)
Вид на Соборную гору. Из серии «Смоленск»
1968
Размер - 50 x 69,5
Материал - холст, наклеенный на картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3019
Приобретено у автора, Москва. 1983
Александр Аркадьевич Лабас – один из интереснейших отечественных мастеров прошедшего столетия. Картина «Вид на Соборную гору» относится к сравнительно позднему периоду и входит в смоленскую серию, над которой Лабас работал в 1967 и 1968 годах и которая определила новый период его творчества. Смоленский цикл состоит из живописных и акварельных работ, органично сочетающихся, дополняя друг друга.
Смоленск, где Лабас родился и провел детство, он посетил в самом начале 1967 года, впервые после 57 лет отсутствия. Его пригласили на открытие областной выставки произведений смоленских художников за 50 лет (1917–1967), на которой экспонировались и его работы. Приезд на родину всколыхнул забытые эмоциональные воспоминания детства. С натуры в 1967 году Лабас написал все акварели смоленского цикла и только два полотна. Остальные картины, в том числе «Вид на Соборную гору», были выполнены уже в 1968-м в Москве на основе акварельных работ, послуживших вспомогательным материалом.
В панорамном пейзаже Лабас изобразил символ расположенного в живописной холмистой местности Смоленска – Соборную гору, определяющую городской силуэт. Основа композиции картины – поднявшийся над долиной Днепра в XVIII веке огромный Успенский собор с колокольней и надвратный Богоявленский храм. Архитектурный ансамбль выполнен в едином стиле барокко. Справа находится церковь Иоанна Предтечи с охристым цветом стен. Линия горизонта в картине поднята вверх, из-за чего центр занимает белый заснеженный склон горы, придающий светоносность пейзажному виду. На вершине горы на фоне серо-голубого неба четко вырисовывается, устремляясь вверх своими золотыми куполами, нежно-бирюзовый собор. Как всегда у Лабаса, город оживлен: по улице Соболева движутся пешеходы и автомобиль, фигурки людей видны вдалеке на холме. Вдоль нижнего края картины изображен фрагмент кирпичной крепостной стены с зубчатым завершением, служа своеобразным обрамлением композиции. Старая архитектура органично сопряжена с современной динамичной городской жизнью. В пейзаже передано ощущение зимнего простора, воздуха, просветленной одухотворенности природы и города.