Портрет Р.В. Идельсон
Патрон шедевра
Лабас Александр (1900-1983)
Портрет Р.В. Идельсон
1930
Размер - 60,5 x 42,5
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-717
Приобретено у автора, Москва. 1932
Александр Аркадьевич Лабас вошел в историю советского искусства как художник-новатор, открыватель новых тем, тонкий живописец, человек, обладавший особым отношением к людям и окружающему его миру. К портретному жанру художник обращался с самого начала своего творческого пути. Чаще всего он писал своих знакомых и близких людей. На полотне изображена вторая жена художника Раиса Вениаминовна Идельсон (1894–1972) – художница и поэтесса, с детства писавшая стихи, но никогда их не публиковавшая. До встречи с Лабасом она семь лет (1922–1929) была женой художника Р.Р. Фалька, своего учителя живописи во Вхутемасе. Летом 1928-го она уехала с Фальком в Париж, а вернувшись всего через год одна в Москву, она познакомилась с Лабасом. Тем не менее Раиса Вениаминовна продолжала общение с Фальком все оставшиеся восемь с половиной лет его пребывания в Париже, ведя с ним переписку, против которой Лабас не возражал. «Я уважаю сильные чувства», – передавал слова отца родившийся в 1933-м Юлий Лабас, сын Лабаса и Идельсон.
Портрет написан в 1930 году, вскоре после знакомства Лабаса с Раисой Идельсон (с первой женой Еленой Королёвой из Екатеринбурга художник разошелся в 1927-м, там остался сын Борис). Недавно вернувшаяся из Парижа Раиса Вениаминовна – черноволосая, с тонкими чертами лица и завораживающим взглядом темных глаз, одетая в черную кофту и светло-голубую блузку, – запечатлена в трехчетвертном повороте, словно не позируя, а ожидая кого-то в неком интерьере (возможно, в кафе за столиком с белой скатертью). Нейтральный фон не отвлекает внимания от модели. Выхваченное ярким светом из темноты интерьера нежное женское лицо с легким румянцем контрастно светится рядом с черной тенью на стене. Лаконично строгий, благородный черно-бело-серый колорит картины соответствует сдержанному достоинству женского образа. Лицо модели обращено к зрителю, но все же создается ощущение сосредоточенности, погруженности женщины в раздумья – в особую «лабасовскую» атмосферу, которая характерна для портретных работ мастера.
Долгое время картина значилась в каталогах и в музейном собрании как безымянный «Женский портрет». Настоящее имя портретируемой помогла установить в 2000-е годы внучка А.А. Лабаса и Р.В. Идельсон – Алиса Юлиевна Лабас.