Андреевский Леонид (1894-1938)
Троицкий мост. Решетка перил и фонарь. Ленинград
1934
Размер - 18 x 22,8
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-293
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Троицкий мост. Решетка перил и фонарь» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Архитектурные сооружения очень прочны. В то же время любое строение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – важнейшее свидетельство эпохи.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Новый стиль – модерн, на рубеже XIX–XX веков пришедший на смену историзму, был популярен в столице в течение первого десятилетия. Сооружения в этом стиле отличались лаконизмом, геометричностью внешних объемов, эстетизацией железобетонных конструкций, образным декором. После 1910 года модерн сменился неоклассицизмом, называвшимся также петербургским возрождением.
На фотографии – фонарь и перила Троицкого моста. Десятипролетный мост был возведен в 1897–1903 годах французской строительной фирмой «Батиньоль». Он является одним из лучших образцов русского и европейского модерна. Мост через Неву соединил Троицкую площадь на Петроградской стороне с Суворовской площадью центральной части города, заменив устаревший плашкоутный, находившийся на этом месте с 1803 года. Длина моста 582 метра, ширина 23,43 метра. Конструкция моста состоит из пяти пологих металлических ажурных арочных пролетов, консольного разводного пролета у левого берега и земляной дамбы с трехпролетной гранитной эстакадой у правого.
Архитектурный декор в стиле модерн выполнялся по эскизам французских архитекторов на русских заводах. Решетки отливались на заводе Сан-Галли в Петербурге, фонари – на заводе Виганда в Ревеле. Один из мотивов декора – лира. Изображение музыкального инструмента находится на металлических устоях моста. Пролеты решеток напоминают многострунные кифары, увитые растениями. Растительные мотивы использованы в оформлении фонаря. На мосту установлено 24 фонаря с одним плафоном и 16 канделябров с тремя плафонами.
Мост заложили 12 августа 1897 года. На торжестве присутствовали Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. Это был ответный жест дружбы и сотрудничества двух государств. В 1896 году Николай II и Александра Фёдоровна участвовали в закладке моста Александра III в Париже, построенного в ознаменование Франко-русского военно-политического союза. Троицкий мост открыли в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга в мае 1903 года.
За свою долгую историю мост несколько раз менял название. В 1804-м первый построенный на этом месте плашкоутный мост именовался Петербургским. После реконструкции 1827–1828 годов по находившимся рядом Троицкой площади и Троицкому собору стал Троицким. В 1918-м он получил название мост Равенства. После убийства 1 декабря 1934 года С.М. Кирова переименован в Кировский. На фотографии Л.Г. Андреевского запечатлен мост Равенства, так как снимок поступил в Третьяковскую галерею уже в феврале 1934 года. В 1991 году президиум городского Совета народных депутатов вернул мосту историческое название – Троицкий.

другие работы автора