Обращаясь к прошлому своей семьи и судьбам предков, Илларион Голицын всегда умел органично соединить современность и историю. Но в этой акварели связи минувших и нынешних дней артикулированы с редкой прямотой и даже жесткостью.
Мать художника Елена Петровна Голицына (1904–1992), происходившая из древнего дворянского рода, по воле мастера оказывается рядом со своим далеким предком – знаменитой крепостной актрисой Прасковьей Ивановной Жемчуговой (1768–1803), ставшей женой графа Шереметева. Они изображены беседующими на равных в современной комнате, среди фамильных изображений владельцев Останкина, Архангельского и Кускова.
При этом художник вовсе не хочет вызвать в зрителе ощущение мистического видения. Для него эта фантастическая встреча – естественное событие, декларация единства рода. Подобно «графине из крепостных» мать художника прожила трудную жизнь. Ей чудом удалось уцелеть в годы репрессий. Когда не хватало денег, она не гнушалась черной работы, но навсегда сохранила достоинство и высоту духа.