Фотография «Храм Воскресения Христова “Спас на Крови”. Южное крыльцо» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время работы Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – важнейшее свидетельство эпохи.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использование разных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворявшим вкусы большинства заказчиков. Наряду с неороманикой, неоготикой, неоренессансом зодчие разрабатывали приемы и методы русского национального стиля, взяв за основу образы допетровской архитектуры и народного искусства. Русский стиль в архитектурных формах выражал идеи самобытности, народности и национального возрождения. Приверженцы его официально-академического направления связывали само существование русского стиля с поддержкой царя, что совпадало со взглядами Александра III, подписавшего в начале своего правления «Манифест о незыблемости самодержавия».
На фотографии – южное крыльцо собора Воскресения Христова «Спас на Крови». Он был возведен на народные деньги в 1883–1907 годах на берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) на месте, где народовольцем И. Гриневицким 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Александр III по просьбе Городской думы принял решение построить на этом месте часовню, которую должен был заменить храм-мемориал. Часовня, сооруженная в 1881 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа, при возведении собора была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла девять лет. Храм построили в русском стиле по проекту архитектора А.А. Парланда. Его работу признали лучшей на открытых конкурсах, проводившихся Комиссией по увековечению памяти императора Александра II. В проекте зодчий применил симметрию и регулярность, свойственные классицизму, в сочетании с наиболее эффектными элементами московской и ярославской архитектуры XVI–XVII веков.
Девятиглавый собор высотой 81 метр сооружался с применением новых технологий строительства. Впервые в Санкт-Петербурге фундамент храма возводился на бетонном основании, здание было полностью электрифицировано. В отделке применялся красный кирпич, белый камень, гранит, мозаика, эмаль по меди, позолота. На снимке – часть колокольни, возведенной непосредственно над местом трагедии. Войти в храм можно было через два симметричных двойных крыльца-притвора с севера и юга. Они увенчаны шатрами с тройными двуглавыми орлами на шпилях. В треугольном тимпане южного крыльца – мозаика «Сошествие во ад» по эскизу В.М. Васнецова работы мастерской А.А. Фролова. На колокольне видна композиция «Богоматерь на троне с Иоакимом и Анной» по эскизу Н.А. Бруни. На стенах колокольни в квадратных углублениях расположены мозаичные гербы губерний, областей и уездов Российской империи, созданные по эскизам А.П. Черкасова. Всего на внешних стенах колокольни расположены 134 герба. Тем самым демонстрировалась всенародная скорбь по убитому императору.
После 1917 года собор переходил от обновленцев к иосифлянам, службы продолжались. В 1930-м по постановлению ВЦИК он был закрыт. В 1931-м Областная комиссия по вопросам культов постановила его разобрать. Это требовало больших материальных затрат, так как просто взорвать, не повредив канал, было невозможно. Еще раз эта идея возникала в 1938 году, но выполнение отложили. Во время блокады в храме был морг. После войны – склад театральных декораций. Только в 1968 году Спас на Крови взят под охрану государства, были выполнены работы по укреплению и реставрации. В конце 1990-х открылся музей «Спас на Крови». В 2004 году возобновлены службы.