Фотография «Особняк М.Ф. Кшесинской. Вид с Кронверкского проспекта с участком земли и беседкой» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время работы Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – важнейшее свидетельство эпохи.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Новый стиль, модерн, на рубеже XIX–XX веков пришедший на смену историзму, был популярен в столице в течение первого десятилетия. Особняки и общественные здания, построенные в этом стиле, отличались внутренним единством композиции и плана, лаконизмом и геометричностью внешних объемов, функциональной организацией интерьеров, эстетизацией железобетонных конструкций, образным декором. После 1910 года модерн сменился неоклассицизмом, называвшимся также петербургским возрождением.
На фотографии – вид с Кронверкского проспекта на особняк М.Ф. Кшесинской, построенный в 1905–1906 годах архитектором А.И. фон Гогеном; интерьеры оформили А.И. Дмитриев и М.Х. Дубинский. Здание служит классическим образцом петербургского модерна. Его фасад был признан одним из лучших на конкурсе новых зданий, проводившемся Городской управой Санкт-Петербурга в 1907 году. План здания асимметричен, объемы разновелики и соответствуют назначению помещений, окна разнообразны по конфигурации и размерам. Отделка внешних стен сочетает красный и серый граниты, кремовый кирпич, синюю керамическую плитку и черные металлические детали.
Представлен вид с северо-запада на дом и сад. Ракурс, в котором Л.Г. Андреевский сфотографировал особняк, визуально сжал часть большой анфилады первого этажа. За счет этого двухэтажное крыло выглядит внушительно. Монументальности добавляет каменная облицовка. Она не связана с членением на этажи. Здание, как кристалл, вырастает из рустованного гранита. Рисунки кованых ограды и ворот, ведущих в северный дворик, перекликаются с отражающимися в стеклах окон бильярдной, кабинета и детских комнат переплетениями ветвей деревьев городского парка. В 1934 году фасад почти не изменился, лишь появилась памятная доска о выступлениях Ленина перед рабочими, солдатами и матросами с балкона второго этажа в 1917 году.
Первая владелица особняка, знаменитая прима-балерина Матильда Феликсовна Кшесинская, жила в нем с 1907 по 1917 год. На приемах у нее бывали Фёдор Шаляпин, Лина Кавальери, Леонид Собинов, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, Айседора Дункан, члены императорской семьи. Дом Кшесинской славился изысканной роскошью убранства. В 1917-м интерьеры были разгромлены, обстановка разграблена. После революции в нем располагался Петроградский районный дом просвещения имени тов. Ленина, колония для детей с психическими отклонениями, поликлиника с диетической столовой, Институт общественного питания. На момент съемки в 1934 году в особняке находилось Общество старых большевиков. С 1937-го по 1954-й в здании размещался Музей С.М. Кирова, с 1955-го – Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции, преобразованный в 1991-м в Государственный музей политической истории России, функционирующий и в настоящее время.