Уч-Дере. Кипарисы
Патрон шедевра
Жилинский Дмитрий (1927-2015)
Уч-Дере. Кипарисы
1982
Размер - 63 x 103,5
Материал - оргалит
Техника - темпера
Инвентарный номер - ЖС-7218
Дар В.И. Некрасова, Москва. 2018
Судьба Дмитрия Дмитриевича Жилинского, знаменитого московского художника, справедливо получившего мировую известность, была тесно связана с окрестностями Сочи. Здесь он родился и провел первые годы жизни – в коммуне, основанной в шести верстах от Уч-Дере неординарным человеком и педагогом Марией Арсеньевной Быковой в 80-х годах XIX века. В числе ее воспитанников были дед и бабушка будущего живописца, Константин Николаевич Жилинский и Надежда Васильевна, урожденная Немчинова, которая приходилась младшей единоутробной сестрой художнику Валентину Александровичу Серову. На этом хуторе жили также два родных брата его деда с семьями, здесь родились и отец Дмитрия Жилинского – Дмитрий Константинович, и его старший брат Василий.
В 1929 году, после страшных событий раскулачивания, когда был разорен и сожжен дом, коммуна перестала существовать, все жившие там семьи разъехались. Отец будущего живописца с женой и сыновьями перебрался в станицу Апшеронскую Краснодарского края.
В окрестности Сочи Дмитрий Жилинский снова стал регулярно приезжать, уже став художником. Он подолгу гостил у матери, которая вернулась в Уч-Дере, поближе к знакомым и столь любимым ею местам. Здесь родился замысел многих известных композиций Жилинского: «Ожидание» (1977), «Зима на юге» (1974 и вариант 1977 года). Позднее у живописца появился в Уч-Дере и собственный дом, где он с семьей проводил лето.
В основе живописного метода Жилинского лежит принцип классического преображения видимого мира, но отталкивается мастер всегда от работы с натуры, очень конкретных и узнаваемых мотивов и образов.
Так происходит и здесь. Эти стройные высокие кипарисы и раскидистые деревья инжира встречали его каждый раз на пути к морю. Натурный мотив лег в основу гармонично решенной живописной композиции – одного из примеров «чистого» пейзажа в творчестве мастера. Активная роль здесь принадлежит цвету. Охра, разные оттенки зеленого и насыщенный голубой создают звучную колористическую гамму, а игра силуэтов деревьев на фоне неба выявляет тонко подмеченный взглядом художника линейный ритм пейзажной композиции.
Натурный мотив Жилинский мастерски переводит в картинную форму, создавая образ гармоничной и прекрасной южной природы – тех мест, с которыми оказалась связана судьба его рода.