Андреевский Леонид (1894-1938)
Мариинский дворец. Центральный ризалит. Ленинград
1934
Размер - 19,2 x 17
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-277
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Мариинский дворец. Центральный ризалит» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Архитектурная фотография стала одним из первых жанров светописи, важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использование различных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворяющим вкусам большинства заказчиков.
На фотографии – вид с Исаакиевской площади на центральный ризалит главного фасада Мариинского дворца. Он был построен в 1839–1844 годах по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в качестве резиденции семьи дочери Николая I, великой княгини Марии Николаевны. В 1838 году император принял решение возвести дворец в честь ее помолвки с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Задачей архитектора была перестройка дворца Чернышёва, сооруженного в 1763 году по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота, впоследствии отошедшего в казну. С 1824 года в нем располагалась Школа гвардейских прапорщиков. Под ее нужды здание приспособили по проекту архитектора А.Е. Штауберта. Был ликвидирован архитектурный декор, снесены флигели и службы.
А.И. Штакеншнейдер использовал основные объемы предыдущего сооружения, полностью изменив планировку и коммуникации. Материалы несущих конструкций были заменены на несгораемые – кирпич и металл. Проведены водопровод, канализация, современные системы обогрева и вентиляции.
На фотографии Л.Г. Андреевского центральный ризалит, завершенный аттиком. Дворец отделан в стиле эклектика. В декоре первого этажа И.А. Штакеншнейдер впервые в России применил «бриллиантовый» руст, характерный для архитектуры эпохи Возрождения. Центральный вход оформлен архитектурными элементами, характерными для неоренессанса. Аркады подъезда поддерживают балкон, на который выходят брамантовы окна. Второй и третий этажи объединены полуколоннами и пилястрами с коринфскими капителями, придающими зданию величие и строгость классицизма. Малые скульптурные формы выдержаны в стиле барокко.
На снимке видно, что в 1934 году дворец находился не в лучшем состоянии. На фасаде заметны следы разрушения, утрачены балясины парапетов крыши, плафоны фонарей у входа.
В начале 1880-х Мариинский дворец был продан в казну и стал резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии, Комитета министров. В 1917 году в здании работало Временное правительство. После Октябрьской революции в нем находились Наркомат имуществ, ВСНХ, красноармейские казармы, «Трансбалт» и квартиры для его служащих, Дом печати, общежитие общества «Советский турист». На момент съемки в 1934 году Мариинский дворец занимала Промакадемия Наркомата тяжелой промышленности.
Во время Великой Отечественной войны в здании располагался госпиталь. С 1945 года – Ленсовет. В настоящее время в нем проходят заседания Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

другие работы автора